6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Фото и истории с выставки, посвящённой трансформации Уралмаша, в "Ельцин-Центре"

28 сентября 2016 187

В Ельцин-центре проходит выставка журналиста Сергея Простакова и фотографа Сергея Карпова "Последние 30". В зале развешаны фотографии 10-ти людей и объединяет их одно: они или выросли, или живут на Уралмаше.

Проект запустили 23 апреля 2015 г. — в день 30-летия пленума ЦК КПСС, на котором Михаил Горбачев впервые произнес слово "перестройка". За этим словом последовали глобальные изменения, которые отразились не только на политическом курсе страны, но и на жизни обычного человека.

"Последние 30" ещё не законченный проект. По своей идеи, он должен будет состоять из 30 галерей. В каждой из которых будет по 10 фотографий и 10 историй. По замыслу, он должен объединить в себе 30 галерей. В каждой будет по 10 портретов и историей. Авторы проекта берут определенные темы, нашедшие отражение в постсоветской России, и смотрят, как они преломляются сквозь призму реальных историй десяти человек. Это миграция, бизнес, субкультуры, гражданское общество, ислам, политический активизм, образование, интернет, демография, магия, выборы, центр и регионы (на выставке в Екатеринбурге была представлена тема "Город"). В проект уже попали: приверженцы ислама, экстрасенсы, стобалльники по ЕГЭ, политические неформалы, эмо и многие другие… Полностью готово уже 13 галерей.

— Идеологию "Последние 30" мы сформулировали только спустя полгода после начала работы. Наш проект — это такая "Одиссея" о поисках Родины. Мы пытаемся найти свою Итаку, потому что для нас нет иной родины, кроме постсоветской России, - рассказывает один из авторов выставки, Сергей Простаков.

Авторы также объясняют почему их выбор пал именно на Уралмаш.

— Уралмаш был Городом солнца, примером того, как должно выглядеть идеальное городское пространство, каким должен быть идеальный горожанин, который живет рядом со своим гигантским предприятием. Здесь он получал всю инфраструктуру, здесь же рожал, воспитывал детей, учился, женился — ему не нужно было уезжать. Но история распорядилась так, что пришлось жить в другой реальности. И эта реальность для всего мира из телевизоров и газет стала известна как ОПГ «Уралмаш», - пояснил Сергей Простаков.

1 /

По словам авторов выставки, каждый герой называет себя "уралмашевцем". Фотограф и журналист знакомились с участниками выставки прямо на улице. Кстати, именно в методике поиска героев галерея про Уралмаш отличается от предыдущих, до этого респондентов искали целенаправленно.

— Мы пытались выделить из толпы человека, который не пытался в этом контексте выделиться. Чем проще — тем лучше. Спрашивали своих героев о простой жизни человека в его районе. Уралмаш показался самой типической и важной историей с точки зрения разговора о культуре в целом в постсоветской России. Впервые за время работы над проектом мы работали с типичным россиянином с общим ощущением истории, - рассказал Сергей Простаков.

Но не все герои появились в проекте спонтанно. Организаторы рассказали, что четверых людей они выбрали заранее. Фотограф Сергей Карпов, например, снял для выставки Степана Тропина — солиста группы "Айфо", потому что уже много лет слушал его музыку.

— Мы понимали, что нам нужен человек, который разбирается в местном краеведении, нужен человек, который занимается творчеством в любом его проявлении, нужен спортсмен и заводчанин. Получился такой запланированный must-have, кто конкретно эти люди — было не очень важно, - рассказал один из авторов выставки, Сергей Карпов.

Но всё же самых ярких героев, отражающих голос поколения, организаторы нашли случайно. Среди них — председатель приходского совета Елена Шевченко (ей 59 лет). С ее помощью были построены два храма и православный центр.

Православную деятельность на родном Уралмаше Елена начала разворачивать еще в 80-е гг., когда государственной «религией» страны был атеизм. В интервью проекта Елена рассказывает, как из небольшой общины верующих Уралмаша вырос мощный духовный центр на Урале.

— Сначала мы молились на квартирах и на стадионе. Потом у нас на этом месте стали сносить старый рынок, и мы организовали сбор подписей за постройку храма. Это место было очень подходящим для храма — самый центр Уралмаша. Ну, тогда были веяния свободы, нам сказали: соберете подписи — получите тендер на строительство. Собирали их и на улицах, и на заводе, и в школах, и в больницах. Но против нас развернули кампанию. Велась полемика о необходимости постройки храма. В итоге мы выиграли тендер на переделку здания старого ДК под храм. Там сначала служили приглашенные священники, а потом появились постоянные, - Елена Шевченко, жительница Уралмаша.

Ещё один случайный герой выставки - пенсионер Константин Михалев. Он заводчанин из династии, его отец семьдесят лет работал слесарем на "Уралмаше". В судьбе этого героя прослеживаются все стадии затухания «завода заводов».

— Уже цеха стояли. Их в аренду сдавали. Старых рабочих не осталось, а с молодыми кадрами туго. Директоров постоянно грохали. Если хороший был директор, то обязательно грохали. Но сейчас, говорят, завод начал восстанавливаться, - Константин Михалёв, житель Уралмаша.

Следующий герой - "человек из будущего" - так его называют создатели галереи. Степан Тропин - единственный из всех участников, кто не апеллирует к теме советского Уралмаша. На заводе работал его прадедушка, а сам Степан является автором галереи уличного искусства и с Уралмаша уже перебрался поближе к центру.

— Когда я жил на Уралмаше, когда туда приезжаю по делам сейчас, то знаю, что есть очень много креативных выходцев из этого района. Там очень много талантливых людей. Они там в Екатеринбурге были всегда. А в начале 2000-х гг. на Уралмаше был двор, где тусовались все местные рэперы. Двор располагался за «Победой», среди четырехэтажных желтых зданий. Посреди него была баскетбольная площадка. Там мы учились сочинять музыку и читать рэп. Ну и много другой молодежной ерунды было, - Степан Тропин, житель Уралмаша.

— Для меня Уралмаш стал важным примером того, что именно в таких Уралмашах складывается современный русский человек. Уралмаш показался самой типической и важной историей с точки зрения разговора о культуре в целом в постсоветской России, - объясняет Сергей Простаков, автор выставки.

— Я подтвердился в том, что у нас в стране, в отдельно взятом районе Уралмаш люди по-прежнему не мыслят себя в рамках действия личности, мыслят себя коллективом, - Сергей Карпов, фотограф.

Посетить выставку проекта "Последние 30" можно в Ельцин-центре на 3 этаже до 11 октября.А также все галереи и полные интервью можно посмотреть на официальном сайте проекта.

Орджоникидзевский районный суд вынес приговор мужчине, который весной похитил школьника На Уралмаше в ДК "Лаврова" произошёл пожар: сгорел мультимедийный экран