6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Борьба с пробками за счёт стариков и инвалидов. Соавтор паблика «Удобный город» рассуждает о проблеме на примере перекрестка по Машиностроителей

12 июля 2020 157

Недавно на Уралмаше убрали надземный пешеходный переход на загруженном перекрестке Машиностроителей — проспект Космонавтов. Теперь там нет ни зебры, ни светофоров для пешеходов, ни соответствующих знаков. А по краям дороги установили ограждения. В мэрии сообщили, что «зебру» пришлось убрать по указу ГИБДД. Причина — давнее ДТП, в котором грузовик сбил беременную женщину.

Закрытие «зебры» вызвало недоумение и даже негодование у многих жителей Уралмаша, ведь путь по подземному переходу намного длиннее. До установки заборов люди просто игнорировали правила и продолжали ходить по земле. В этой колонке соавтор паблика «Удобный город | Екатеринбург». Александр Сергеевич проанализировал действия мэрии и автоинспекции и пришел к выводу, что забота о безопасности на дорогах Екатеринбурга не всегда дает положительный результат. Причина — однобокость подхода и отсутствие проработанной концепции.

Дадим ему слово.

Такие странные решения, как ликвидация «зебр» реализуются по предписаниям ГИБДД якобы ради безопасности пешеходов, но истинный мотив — борьба с пробками. В данном случае цель — сделать водителям более удобным правый поворот с Машиностроителей на Космонавтов. Пешеходов пропускать теперь не нужно — машин проезжает больше. Также инициатор сией перестройки решил «подсластить» жизнь самым слабым пешеходам — бабушкам, дедушкам, мамам с колясками, беременным, людям с костылями, инвалидам. А в качестве «бонуса» сделал очень неудобно велосипедистам и командировочным с чемоданами. Между прочим, ко всем перечисленным категориям можно отнести до 30% горожан.

ДТП и его последствия

Автоинспекция, конечно же, ссылается на статистику со сбитыми пешеходами. Действительно, в этом конкретном месте был резонансный случай наезда на пешехода 9 июня 2015 года — беременную 25-летнюю екатеринбурженку Алену сбил грузовик Scania, который поворачивал с проспекта Космонавтов на улицу Машиностроителей.

От дома к автобусной остановке у станции метро «Уралмаш» девушка обычно шла по подземному переходу, но в тот раз решила перейти дорогу по светофору — из-за спусков и подъемов по лестницам появлялся дискомфорт в животе. Горел зеленый, Алена посмотрела, что поворачивающие машины притормаживают, и шагнула на дорогу. В этот момент ее сбил грузовик (подробнее об этой истории читайте по ссылке).

ДТП, говоря языком Госавтоинспекции, произошло из-за «несоблюдения очередности проезда». То есть правила нарушил водитель грузовика, а спустя пять лет десятки тысяч пешеходов лишили удобного перехода, который существовал здесь давным-давно. Как же так?

Завуалированная борьба с пробками за счёт удобства маломобильных

В этом месте очень важно добавить, что дочка Алёны из-за ДТП родилась с патологией моторных функций и самостоятельно ходить не может — передвигается с тростью-опорой. Её родители рассчитывают на курсы реабилитаций и операцию на спинном мозге, которая сможет поставить Сашу на ноги. Но пока Саше каждый шаг даётся с трудом. Она — маломобильная. Ей тяжело, но у неё есть все шансы на выздоровление. Пусть у неё всё получится!

И в нашем городе очень много людей, которым тяжело ходить и пользоваться подземными переходами. Бабушки с тележками, инвалиды, будущие мамы и мамы с колясками теперь вынуждены карабкаться по ступенькам и крутым пандусам, в то время как люди в автомобилях едут с комфортом по поверхности. Это похоже на социальную справедливость?

Новые заборы не помогут, а навредят?

3 июля в этом месте установили новые заборы, чтобы пешеходы больше физически не смогли переходить дорогу в привычном месте. Однако это мера не даст должного эффекта и даже наоборот, может спровоцировать новые ДТП со сбитыми пешеходами и велосипедистами. Почему? Потому что люди всё равно будут ходить по поверхности земли. И никакие заборы им не помешают.

Есть два места, где пешеходные ограждения не установить, даже если очень этого хочется:

-с одной стороны улицы автобусная остановка (её не перекрыть заборами), а через дорогу забор, но он заканчивается примерно напротив остановки. Теперь люди ходят здесь;
-с одной стороны улицы разрыв в заборе из-за существующего пешеходного перехода через проспект Космонавтов. С другой стороны — разрыв в заборе из-за трамвайных путей. Теперь здесь ездят велосипедисты.

Водители не ожидают увидеть их в этих местах — не исключены наезды на пешеходов и на велосипедистов.

Во имя пропускной способности...

В 2019 году в Осло в ДТП погиб только один человек, а в Хельсинки — ни одного. А в Екатеринбурге аж 72 человека, 30 из которых пешеходы, и один велосипедист. Если бы наши чиновники, дорожники и автоинспекторы реально беспокоились о пешеходах — поинтересовались бы лучшим мировом опытом (Vision Zero, Safe System), ратовали бы за адаптацию и внедрение подобных программ в России, требовали бы снижения скоростного режима в городах, настаивали бы на изменении стандартов и правил. А наша городская администрация получала бы предписания не на установку новых заборов и ликвидацию пешеходных переходов, а на обустройство островков безопасности, сужение полос движения и разнообразные меры успокоения трафика. Но ведь такого не происходит. Напрашивается вывод: ответственных лиц волнует только пропускная способность, соответствие ГОСТам, «полное разделение пешеходных и транспортных потоков в разных уровнях» (что, кстати, устаревший принцип из середины XX века).

«В нашем городе существует сильный, неоправданный перекос в сторону автомобильной инфраструктуры»

А что связано с пешеходной инфраструктурой — оно делается по остаточному принципу. Типа «сначала сделаем удобно для машин, чтобы пробок поменьше было, а потом уже как-нибудь впишем пешеходов в это вот всё». Из-за этого пешеходная инфраструктура развивается недостаточно, а порой даже деградирует. В 2017 году ликвидирован удобный пешеходный переход возле Куйбышева — 8 Марта. Недавно ликвидировали «зебру» у «Мегамарта» на Восточной. А на Ленина — Пушкина (там, где ранее обещали организовать переход) 20 июня установили новенький противопешеходный забор. А 30 июня ликвидирован пешеходный переход на Машиностроителей. Кстати, это случилось всего через три месяца после выхода материала об Алёне и Саше. Совпадение? Не думаю.

После всех этих мер складывается впечатление, что ГИБДД ищет любой повод, чтобы убрать с дороги пешеходов, мешающих быстрой и комфортной езде. Пешеходы — это помехи движению, ухудшающие пропускную способность?

Неправильная расстановка приоритетов и почему так происходит

Помимо ликвидации удобных пешеходных переходов, в Екатеринбурге идет и тотальное «озаборивание». А еще — делают опасные трамвайные остановки на проезжей части. Удобство и здравый смысл приносятся в жертву пропускной способности. ГИБДД должно специализироваться на ловле нарушителей, а организацию дорожного движения надо доверить профессиональным проектировщикам и транспортным инженерам.

Всё, что у нас происходит — следствие неправильной расстановки приоритетов. В некоторых российских городах это начали осознавать только совсем недавно. Например, в Белгороде для удобства пешеходов недавно продублировали подземный пешеходный переход по земле — поставили пешеходную секцию светофора, установили знаки, нанесли разметку. Пробок это не добавило, а горожане оценили заботу.

В России официально признан приоритет пешехода над автомобилем

По недавно вступившим в силу сводам правил СП 42.13330.2016 Градостроительсто (с изменениями 2020 года) наконец-то в нашей стране официально признан приоритет пешехода над автомобилем. Там появился пункт, который позволяет обеспечивать пешеходные переходы там, где это требуется:

«Пункт №11.28Б. При формировании пешеходной инфраструктуры на территориях жилого и общественного назначения должна быть обеспечена реализация основного функционального назначения пешеходных коммуникаций — осуществление кратчайших и безопасных пешеходных связей с наименьшими затратами времени, с учетом функциональных и планировочных особенностей конкретных территорий».

Как вернуть удобный переход на Машиностроителей?

1. Запросите у администрации и ГИБДД копию предписания о ликвидации этого пешеходного перехода. (Ссылайтесь на Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 N 8-ФЗ.)
2, Пишите обращения в ГИБДД и администрацию, ходите на личные приёмы — доносите свою позицию, разъясняйте опасность ликвидации пешеходного перехода и необходимость вернуть горожанам наземный переход (с дооснащением его островками безопасности), попробуйте включиться в работу профильной комиссии (межведомственная комиссия по профилактике правонарушений).
3, Получите комментарий от специалистов из Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, которые имеют большой опыт в перепроектировке и переразметке улиц в рамках собянинских программ.
4, Организуйтесь и действуйте в правовом поле: привлекайте грамотных юристов, добивайтесь отмены предписания ГИБДД либо его изменения в сторону смены конфигурации наземного пешеходного перехода. То есть чтобы его восстановили, но в изменённом виде — островками. (Возможно, придётся писать в Москву — в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ.)

Как сделать наземный пешеходный переход более безопасным

В этом месте на Машиностроителей — Космонавтов проезжая часть представляет собой большое «асфальтовое поле». Асфальта там больше, чем требуется для проезда машин (на снимках со спутника это хорошо заметно по участкам светло-серого цвета, где не ездят машины). Это значит, что есть ресурс для переразметки, направляющих островков и островков безопасности — этими самыми методами активно пользуются в Москве, когда переделывают улицы по новым стандартам.

С высоты птичьего полета видно, что в некоторых местах асфальт дороги светлее — это участки, на которые нет воздействия транспортного потока.
Синим цветом выделены направляющие островки или ос

Островки позволят организовать канализированное движение. В методических рекомендациях Минтранса по успокоению движения приводится мировая практика, согласно которой число ДТП снижается на 30%, если применяются методы канализирования движения. Водители едут медленнее и аккуратнее, а разметка и островки помогают им быстро, легко ориентироваться — определять курс и держаться его.

«Медленным» пешеходам (бабушкам) островки безопасности позволяют переходить проезжую часть в два этапа. Также на них можно установить дополнительные светофоры и освещение.

Заключение

Многие люди воспринимают ДТП с пешеходами как данность, как своеобразную плату за жизнь в городе. Но это не так. Тяжёлые аварии можно и нужно предотвращать. Есть множество примеров как из мирового, так и из нового московского опыта. Есть все возможности, чтобы делать наши улицы одновременно и безопасными, и удобными даже для самых слабых — стареньких, инвалидов, беременных, мам с колясками и людей с костылями. Но для этого нужно сначала правильно расставить приоритеты, а затем привлечь опытных специалистов. Наше сообщество готово в этом всячески содействовать.

Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях ВКонтакте Одноклассники Facebook , Instagram . 

Источник 

Работает экскаватор и три самосвала: жители Уралмаша не могут уснуть из-за шума на стройке Внутри 400-литровая емкость с маслом: На Уралмаше горит огромный цех по производству пружин