6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Орджоникидзевский район как заповедник конструктивизма

19 мая 2018 478

Использован текст научного сотрудника музея Уралмашзавода Сергея Агеева, вошедший в книгу к одному из юбилеев Орджоникидзевского района.

«Романтики индустриализации, рубившие в 1926 году первые сосны вблизи озера Шувакиш, искренне верили, что строят новую жизнь. Они были убеждены, что их руками строится настоящий Свердловск, город, где будет легко и радостно жить, в отличие от центра, старого купеческо-мещанского Екатеринбурга.

Для города, претендовавшего на титул столицы Урала, это была настоящая стройка века. И в результате получилась не какая-то безликая городская окраина, а настоящее промышленное сердце Свердловска с двумя жилыми микрорайонами, где уже в проектах были предусмотрены и бульвары, и фонтаны. Получилось нечто доселе невиданное и до того интересное для специалистов, что даже зарубежные историки архитектуры, после того как Свердловск открыли для иностранцев, зачастили на Уралмаш и Эльмаш.

Если взглянуть на Екатеринбург с высоты птичьего полета, то нетрудно заметить, что планировка жилых кварталов Орджоникидзевского отличается и от центра города, и от новых районов, появившихся на карте города в 40-е и более поздние годы двадцатого столетия. Она напоминает планировку центра Санкт-Петербурга.

В двадцатые годы в Свердловске высадился десант молодых ленинградских архитекторов, только-только окончивших престижные вузы. Их было около тридцати – молодых, задорных. В Свердловске им было раздолье – строй современный город, столицу Большого Урала, воплощай самые дерзкие замыслы! И молодые романтики индустриализации развернулись, благо никто им и не препятствовал творить так, как они считали нужным. Не случайно Свердловск, а теперь Екатеринбург, специалисты называют мировой столицей конструктивизма, модного в двадцатые –тридцатые годы увлечения архитекторов.

В замечательной когорте ленинградских зодчих, переехавших в Свердловск, был и молодой выпускник Академии художеств Петр Васильевич Оранский (1899–1960). Первые его проекты были воплощены в городе на Неве, где он работал около года. Но в 1928 году Петр Васильевич по «требовательному» приглашению главного инженера Уралмашиностроя В.Ф. Фидлера (1881–1932) приезжает в Свердловск.

Именно он в 1929 году и создал генеральный план соцгорода Уралмаш, в основу которого заложил пять «улиц-лучей», веером расходящихся от площади Первой пятилетки. «Пятилучье» Петра Оранского стало образцом проектирования нового социалистического города, когда жилые кварталы вдоль пяти радиально расходящихся магистралей максимально удобно располагаются по отношению к заводской проходной. При этом «ось» соцгорода является продолжением главного заводского коридора, тоже «оси», но только завода. Интереснейшая находка для архитекторов!

Оранский спроектировал для соцгорода Уралмаш и парк с правильными аллеями, такими же, как в Летнем саду Петербурга (уралмашевцы прозвали его Летним парком). По его проектам выросли улицы Культуры, Сталина (ныне Орджоникидзе), Индустрии, Кировградская и Стахановская. С его участием и под его руководством созданы такие образцы конструктивизма, как знаменитый «Мадрид», Дом техучебы, заводоуправление и НИОМет, придающие уралмашевской площади неповторимый вид.

В Орджоникидзевском районе есть еще одно место, напоминающее по планировке Петербург, – перекресток улиц Машиностроителей, Баумана и проспекта Космонавтов. Впрочем, этот перекресток можно по праву называть площадью: и большое пространство, и нарядный декор отнюдь не типовых домов, окаймляющих перекресток с северной стороны (в районе кинотеатра «Заря»). От него в северном, северо-восточном и восточном направлениях расходятся три улицы-луча: Космонавтов, Баумана и Краснофлотцев.

Проект застройки жилых кварталов соцгорода Эльмаш создал архитектор ленинградской школы Александр Павлович Тафф (1914–1989), ныне незаслуженно забытый. Это был эрудированный и талантливый зодчий с двумя высшими образованиями: он окончил Ленинградский инженерно-строительный институт и Академию художеств.

Проект ансамбля жилых домов, в центре которого кинотеатр «Заря», разработал архитектор Петр Дмитриевич Деминцев (1921–1985), также воспитанный на петербургских традициях. Первоначальный его проект был значительно более парадным и очень напоминал Дворцовую площадь в Петербурге. Даже колонна, сильно смахивающая на Александрийский столп (без ангела, разумеется), была в проекте.

Центральный луч, улица Баумана, через несколько кварталов упирается в Дворец культуры завода «Уралэлектротяжмаш», построенный в 1953 году. Здание это, спроектированное архитектором Георгием Александровичем Голубевым (1888–1949) в соавторстве с П.Д. Деминцевым, далеко не заурядное. Это действительно самый настоящий дворец, посвященный победе социализма в великой державе. Открыли его 31 декабря 1953 года. Архитектор предусмотрел даже парковую зону за зданием, как и положено настоящему дворцу!

В районе есть еще одно уникальное здание, спроектированное П.Д. Деминцевым, – ДК им. Лаврова, построенный Машиностроительным заводом им. Калинина. Сейчас в этом здании размещается Уральский государственный русский народный хор.

Невозможно представить Орджоникидзевский район и без творений Моисея Вениаминовича Рейшера (1902–1980), выпускника строительного факультета Сибирского технологического института (г. Томск). Его наиболее яркая работа – уралмашевская водонапорная башня, введенная в эксплуатацию в 1931 году. Под именем Белая башня она известна знатокам архитектуры даже за рубежом. За ее создание Рейшер был награжден серебряным значком ударника.

В 1960-е годы башня перестала функционировать как инженерное сооружение. Тогда же впервые встал вопрос ее дальнейшего использования. М. Рейшер с группой художников разработал проект приспособления башни под молодежное кафе с залом на 50 мест, расположенное на высоте 24 м. На верхних уровнях – кафе «Мороженое, воды» и обзорная площадка. Проект был одобрен дирекцией Уралмаша, но не получил поддержки главного архитектора города.

Рассказ об архитекторах Орджоникидзевского района был бы неполным без рассказа о Беле Михайловиче Шефлере (1902–1942), единственном иностранном специалисте среди них. Он оказался на строительстве Уралмашзавода и работал в проектном отделе под руководством П.В. Оранского и М.В. Рейшера, стал автором проектов нескольких уникальных зданий, выполненных в стиле конструктивизма: «старого» Дворца культуры Уралмашзавода (бульвар Культуры, 3), фабрики-кухни. А еще он создал павильоны уралмашевского стадиона, школу №22, жилые дома № 4, 6, 8 на бульваре Культуры.» 

Купоны. Акции. Скидки. Афиша.  

1 /

Разместить рекламу на уралмаш-эльмаш.рф 

Источник 

Постановление о создании района и присоединение Эльмаша Шувакиш: с чего все началось