6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Кто закрасил работу «Карт-бланша» с пионерами и пропагандирует «правильные граффити» в Екатеринбурге

17 июля 2019 299

В минувшие выходные на заброшенном здании школы на Уралмаше появились два пионера с черепами вместо лиц. Работу 13 июля нарисовал бишкекский художник Chervi, приехавший на партизанский фестиваль «Карт-бланш». Арт-объект существовал в первозданном виде всего сутки. Позже неизвестные стерли «лица» учеников, оставив только бантики, пионерские галстуки и фуражку. Корреспондент выяснил, кто это сделал, и рассказывает, как в Екатеринбурге хотят «причинять добро» с помощью граффити.

«Провокация», «информационная атака», «грязь»

Работы фестиваля «Карт-бланш», который во второй раз проходит в Екатеринбурге, появляются на самых неожиданных поверхностях города. Они не согласованы с властями, и поэтому могут быть вполне законно стерты. Некоторые из них уничтожаются через короткое время, другие радуют горожан еще несколько лет. Работа Евгения Макшакова, известного под псевдонимом Chervi, — случай особый. На нее буквально сразу же обратили внимание городские активисты. И началось. Пионеров с черепами вместо лиц в соцсетях назвали «новой информационной атакой», «очередной провокацией» и «грязью». 

«За один день возник резко негативный рисунок от „вольных художников“. Случайно ли на нём изображена школьница с букварём в таком мерзком виде? Конечно, нет! Это очередная провокация, участники которой по наитию или осознанно привязывают образ ученицы к мерзкому чёрному образу смерти! Кто живёт в Екатеринбурге? Предлагаю совместно удалить эту грязь», — призвал подписчик паблика «Научи хорошему 2.0» в «ВКонтакте» по имени Василий.

Активисты не стали вести долгих дискуссий, а сразу перешли от слов к делу. Уже в воскресенье, 14 июля, черепа были закрашены белой краской. Надо отдать «невольным художникам» должное, сделано это было достаточно аккуратно.

«Ура, товарищи!»

Сам Chervi отнесся к преображению своей работы с юмором. Он опубликовал в соцсетях фото до и после, сопроводив снимки кратким резюме: «Ура, товарищи!!! Спасибо всем, кто это сделал. Вот так стало гораздо лучше».

В группе партизанского фестиваля «Карт-бланш» во «Вконтакте» по этому поводу даже устроили опрос о том, какие пионеры нравятся горожанам больше — старые или новые. Как ни странно, екатеринбуржцы видят в видоизмененном арт-объекте множество новых смыслов, и за изменения на момент написания материала проголосовали около 56 процентов любителей современного искусства. Почти 12 процентам изменения, произошедшие с работой Chervi, не по душе. Оставшиеся 32 процента выступают резко против «модернизации». 

«Исходная работа хороша, но в этом тоже что-то есть»; «то, чем замазали, облупится, и выступит внутренняя суть, что очень метафорично», «советское образование мертво, современное шаблонно и обезличено». Так оценили изменения горожане.  


Кто эти активисты?

Оказалось, что работа Chervi не угодила поборникам «нравственности». Создатели паблика и сайта с жизнеутверждающим названием «Научи хорошему», где появился призыв уничтожить «деструктивный образ», считают стрит-арт «инструментом культурной экспансии».
«Это маргинальная культура, которой хотят заместить нашу великую, самобытную, многовековую культурную сущность. Речь не идет о сосуществовании, речь идет о замещении, причем быстром, вытеснении того, что на протяжении многих веков было для нас сверхценностью. Зачем нам классическая живопись, музыка, литература? С нас хватит рэпа, стрит-арта и „современного театра“ с голыми мужиками», — сказано на сайте проекта.

За пять лет своего существования организаторы проекта успели многое. Они учили своих последователей «осознанно воспринимать информацию» на онлайн-марафонах, судились с шоу Comedy Woman из-за шутки про генерала Карбышева, жаловались на Элджея, «Игру престолов» и фильмы ужасов и даже разработали методичку, как «отменить концерт аморальной группы в вашем городе».

«Прежде всего, мы исходим из позиции, что нравственность общества, как и отдельно взятого человека можно изменять как в худшую, так и в лучшую сторону, оказывая соответствующее информационное воздействие», — честно сообщают о своей цели создатели сообщества.


Искусство должно быть «правильным»

Почему было решено закрасить именно работу райтера Chervi? Вернемся к екатеринбургскому общественнику Василию, который ратовал за уничтожение «деструктивного образа». Активист прямо пишет, в чем не прав художник. Во-первых, у арт-объекта нет «высокой нравственной цели». Во-вторых, граффити пропагандировало среди школьников курение. Дело в том, что мальчик-пионер «потягивал» сигаретку, растлевая тем самым проходящее мимо заброшки подрастающее поколение. В-третьих, образ женщины Chervi тоже извратил, представив «ужасный образ смерти» в форме советской школьницы. Поэтому горожане скинулись на краску и «страшное» граффити замазали, придав ему попутно больше смыслов и глубины. 

Активисты уже составили свои рекомендации на счет правильных граффити, для этого существует одноименное сообщество. Уличные работы, по их мнению, являются инструментом агитации «за все светлое, чистое и прекрасное, чего нам сегодня так не хватает». Образы должны быть «вдохновляющими» и «правильными».

Художники должны интересоваться семейными ценностями (имеется в виду традиционная семья с детьми), трезвостью, здоровым образом жизни, нравственностью, любовью к Родине. Эти же темы активисты предлагают обыгрывать художникам в творчестве. Особо подчеркивается, что целевая аудитория, на которую ориентируется стрит-арт, — это дети и подростки. Поэтому уличные работы должны, по классике, «сеять разумное, доброе и вечное».

А теперь — завершающий штрих на холсте. За создание правильных граффити создатели проекта «Научи хорошему» готовы платить. Правда, оплачивается только стоимость краски. В заявке художнику необходимо указать ссылку на свой профиль в соцсетях, примеры работ и приложить к этому карту локации и набросок граффити. При этом любые организационные вопросы, будь то выбор площадки или согласования рисунка с местными властями, должен взять на себя сам художник, сказано в посте сообщества.

Справедливости ради надо сказать, что большинство граффити, приведенных в качестве «правильных» примеров — красивые и действительно добрые. Их герои — русские богатыри, персонажи советских мультиков или «великие деятели». А должно ли искусство «причинять добро», каждый решает для себя сам.  

Источник 

Одна из двух пропавших на Уралмаше девочек сама вернулась домой Жильцы пятиэтажки на Эльмаше готовы на стену лезть от запаха в подъезде.