Жители нескольких коллективных садов на улице Коммунистической на днях написали письмо президенту России Владимиру Путину с жалобой на якобы незаконную свалку неподалеку от их участков. По словам недовольных граждан, мало того что проходящие каждые пять минут на свалку грузовики напрочь разбили дорогу, так еще и приемка мусора идет и днем и ночью, что не дает людям спать, так как грохот стоит на всю округу.
Против свалки выступают не только садоводы, но и собственники объединенного гаражно-строительного кооператив — ГСК «Уралмашевец», которые получили здесь места для хранения автомобилей еще в 80-х годах от областного райисполкома. Сейчас от многих гаражей остались только стены. Ко всему этому добавились горы мусора. «Здесь была зона отдыха, но как только приехали КамАЗы, люди перестали приезжать сюда отдыхать», — говорят недовольные.
Проехать к самой свалке на легковушке практически невозможно — дорога вся в рытвинах и колдобинах. Доставка отходов не прекращается даже на пять минут. Страшно представить, в каком состоянии эта дорога, по которой садоводы добираются до своих участков, находится весной и осенью, в период дождей.
Изначально на площадке, где сейчас базируется свалка, располагался Шувакишский карьер по добыче кирпичных глин. На момент разработки проекта по его рекультивации выработка была затоплена.
В 2009 г. территория карьера была предоставлена в аренду ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» (ИГРиР) на неопределенный срок с целью проведения рекультивации земель и дальнейшего благоустройства территории. Подрядчик должен был заполнить грунтами и строительными отходами V класса опасности 19,25 га земли.
Все шло по плану в течение пяти лет, но ситуация изменилась полтора года назад. Тогда на площадку заявились неизвестные люди. Они обнесли территорию забором, заблокировали работникам ИГРиР вход и начали свозить мусор без каких-либо разрешительных документов.
Борис Меркин, директор ООО «Спецфрахт» (подрядчик ИГРиР):
— Начался тот захват участка с десятка проверок от всех инстанций и жалоб местных жителей куда ни попадя. Проверки находили мелкие недочеты в документах. Например, отсутствие данных о том, какой объем выхлопных газов выделяет техника, работающая на свалке. В итоге бумаги нам приходилось переоформлять. А в это время на территорию свалки пришли захватчики, которые выгнали оттуда наших людей. Мы обращались во все инстанции, но в ответ получали: пока ваши документы не готовы — вы никто.
По словам Меркина, история затянулась на год. Все это время в карьер сваливали любой мусор по цене от 500 до 1000 руб. за один КамАЗ. К любым проверкам, утверждает подрядчик ИГРиР, со стороны контролирующих органов захватчики были готовы: они просто покидали площадку за час до приезда полиции и прокуратуры.
Постепенно выработка начала гнить и гореть. Когда контролировать огонь у захватчиков не было ни сил, ни средств, они просто покинули свалку. Сколько при этом они заработали за весь период — посчитать нетрудно.
Вот примерные подсчеты Меркина: машины ходят каждые 5–7 минут, то есть в час — 8 машин, в день — около 100 машин. «Эту сотню умножаем на 1000 руб. с машины за сброс мусора, потом все это множим на 30 дней в месяце и получаем около 3 млн руб. в месяц чистого дохода. Чистого — потому что они никому ничего не должны, все эти деньги они кладут себе в карман, минимально раскошеливаясь на работу охранников, собирающих мзду с грузовиков», — объясняет специалист.
В итоге, когда сотрудники ИГРиР вернулись на площадку, они получили не только карьер, требующий засыпки, но и горящую свалку. Предприятие попыталось продолжить рекультивацию по старому проекту, но в итоге всё пришлось делать заново, дополнительно проверяя его экологическую безопасность.
Борис Меркин:
— Мы до сих пор разгребаем наследство этих захватчиков. Но как мне кажется, в головах местных жителей мы и есть захватчики, и от этого у людей психоз. У нас все законно: мы не берем деньги за складирование мусора, мы работаем исключительно по талонам, которые строители получают у ИГРиР. У меня есть два предположения: или люди пытаются бороться с нами, не разобравшись, или это очередная попытка рейдерского захвата. В прошлый раз все начиналось точно так же. Свалка — лакомый кусок для жуликов.
Законность работы ИГРиР на участке подтверждает председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга Егор Свалов. По его словам, жалобы на эту свалку возникают с завидной регулярностью, но на самом деле они по большей части касаются разбитой дороги. Тем не менее надзорные органы отрабатывают все обращения местных жителей.
Егор Свалов, председатель комитета по экологии и природопользованию администрации Екатеринбурга:
— Люди вправе жаловаться, а мы должны все эти жалобы проверять. Свалка, о которой идет речь, — законна. Но буквально в 500 метрах от нее есть еще один карьер, в который периодически скидывают мусор. И там мы кроме как поймать за руку недобросовестных граждан сделать ничего не можем, так как объект находится на неразграниченных землях.
По расчетам Свалова, ИГРиР закончит рекультивацию карьера в течение года. За это время они должны выйти на нужные отметки, провести отсыпку землей и засадку его травой. Впрочем, после того как проект будет сдан, там очень скоро может начаться строительство какого-либо крупного объекта, и местные жители снова будут недовольны.
Новости УРАЛМАШ-ЭЛЬМАШ.РФ в твоей ленте! Следите за нами в