Парламент тянет с реформой, которую не принять без долгого обсуждения с горожанами.
На запланированном на 20 марта заседании Законодательного собрания Свердловской области вновь не будет рассмотрен проект поправок к Избирательному кодексу, предусматривающий изменение принципов избрания депутатов Екатеринбургской гордумы и отмену выборов мэра столицы региона.
Документ до сих пор не внесен на рассмотрение депутатов. В связи с этим он не был сегодня включен членами совета Заксобрания в повестку предстоящего парламентского заседания. Проект также не значится в опубликованной сегодня повестке намеченного на 12 марта заседания профильного комитета по законодательству, без одобрения которого утверждение таких принципиальных проектов невозможно.
Опрошенные свердловские депутаты не исключают, что законопроект поступит в областной парламент позже — во второй декаде марта. Они напоминают, что ранее подобные принципиальные документы неоднократно вносились за один-два дня до заседания Заксобрания и успешно рассматривались. Обсуждается также версия, что для срочного принятия данного проекта закона будет созвано отдельное внеочередное заседание парламента.
Председатель Заксобрания Людмила Бабушкина занимает принципиальную позицию. В разговоре с корреспондентом она заявила, что не включенные советом Заксобрания в повестку законопроекты не будут рассматриваться на мартовской пленарной сессии. Спикер также подчеркнул, что не планирует в ближайшее время созывать внеочередную пленарную сессию.
Таким образом, проект избирательной реформы может быть рассмотрен только на заседании Заксобрания 3—4 апреля. Для этого необходимо, чтобы он был внесен на рассмотрение депутатов до 22 марта. Если это произойдет, то у екатеринбургских властей останется два месяца, чтобы до крайней даты официального назначения выборов по новым правилам провести соответствующий законопроект через общественные слушания, подготовить новую версию устава города, добиться ее одобрения на профильной комиссии гордумы и убедить депутатов муниципального парламента принять ее с первой попытки на думском заседании.
Председатель Екатеринбургского горизбиркома Илья Захаров не исключает, что этого времени может оказаться недостаточно для приведения городской нормативной базы в соответствие с изменившимся областным законодательством. Он при этом предложил не торопиться с выводами, подождав дальнейшего развития событий.
Известный свердловский политик предупреждает, что у екатеринбургских властей может появиться соблазн сэкономить время за счет формального проведения общественных слушаний по важнейшему для города вопросу: «Мы все прекрасно знаем, что такое возможно. При желании они смогут выдать за слушания собрание сотрудников горадминистрации в одном из кабинетов мэрии, 100% которых поддержат изменение принципов формирования гордумы и отмены мэрских выборов».
Такой сценарий грозит общественными волнениями в городе. Лидер фракции «Справедливая Россия» в Заксобрании Андрей Жуковский заявил: «Все здравомыслящие люди понимают, что внесение поправок в Избирательный кодекс в конце апреля ставит крест на их полноценном и взыскательном обсуждении в ходе общественных слушаний. Хотя все уже привыкли, что политический блок администрации губернатора и руководство города относятся к жителям по принципу „кляп тебе в рот, получай соленую клизму“, в данном случае это сыграет им плохую службу. Будут и митинги, и протесты, а возможно, и блокировка изменений в устав города».
О возможности блокировки новой редакции устава заявлял ранее и глава города Евгений Ройзман. Мэр может воспользоваться своим правом не подписать решение гордумы о принятии поправок к этому документу. Но он может пойти и дальше.
Бывший руководитель аппарата Екатеринбургской гордумы, политконсультант Георгий Бурмистров, предупреждает: «У Евгения Вадимовича [Ройзмана] сейчас важный этап в карьере. Он должен внутренне определиться со своей дальнейшей политической судьбой. Понять, что ему делать — попытаться встроиться в политическую систему или уйти в оппозиционность. В нынешней политической системе у него может не найтись гаранта. Поэтому он может оказаться загнанным в угол и начать совершать самые отчаянные поступки. В том числе возглавить оппозиционный электорат. Заявить, что в вопросе выборов главы и думы народ снова оставили с кукишем, и начать предпринимать активные действия».
Не исключает широкого общественного недовольства и директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков. Он также напоминает, что Екатеринбург претендует на звание одного из мировых центров и поэтому должен сформировать легитимную думу: «Для обеспечения легитимности все стадии обсуждения новой схемы должны быть прозрачными и понятными. Формальное обсуждение такого вопроса, как и нагнетание конфликта вокруг, легитимности не придаст. А зачем тогда ломать копья? Может, лучше оставить все как есть?»
По действующим правилам, Екатеринбургская гордума избирается в равных долях по партийным спискам и одномандатным округам. Авторы проекта реформы подготовили инициативу сокращения списочной доли до четверти и увеличения доли депутатов-одномандатников до 75%.
Еще 18 сентября 2017 года проект реформы был анонсирован первым заместителем губернатора Владимиром Тунгусовым на совместном заседании депутатов оппозиционных фракций Заксобрания. Первый вице-губернатор утверждал, что проект реформы согласован с Кремлем и сложностей при ее реализации возникнуть не должно. Однако с тех пор принятие окончательного решения о проведении реформы неоднократно откладывалось, в том числе из-за того, что его отказывалось согласовывать федеральное руководство «Единой России».
Параллельно готовится законопроект об отмене всенародных выборов мэра и избрании нового главы Екатеринбурга по так называемой «советской» схеме — на заседании гордумы из числа представленных спецкомиссией кандидатов.
Купоны. Акции. Скидки. Афиша.