Расследование уголовного дела об обрушении кровли в корпусе Машиностроительного завода имени Калинина в Екатеринбурге завершено. Протокол уведомления об окончании следственных действий получил адвокат Александр Абрамов, представляющий интересы одного из обвиняемых.
Из документа следует, что ответственными за трагедию 9 ноября 2016 года следствие назначило пятерых человек, один из которых скончался. Это заместитель главного инженера завода Владимир Гаганов, сотрудник отдела № 49 по фамилии Шмелев, учредитель фирмы СК «Крона», которая выполняла работы на крыше рухнувшего корпуса № 15, Юрий Ожиганов. Им троим вменяются статьи о причинении смерти и тяжкого вреда здоровью по неосторожности.
Еще один фигурант – бывший директор ООО «Наш дом», которое также ремонтировало злополучную крышу, Илья Кондрашин – обвиняется в нарушении правил безопасности при проведении работ. Пятый - бывший директор СК «Крона» Андрей Андриевский, уголовное дело в отношении которого прекратили в связи с его смертью.
Между тем, указывает Александр Абрамов, круг заводчан, знающих об угрожающем состоянии корпуса, куда ежедневно посылали более 100 человек, не ограничивается лишь Шмелевым и Гагановым. Об этом свидетельствуют протоколы допросов.
Там сообщается, например, что злополучный корпус № 15 не раз проверяли представители заводской комиссии. О плачевном состоянии этой кровли руководству неоднократно докладывали начальники цехов № 10 и № 42. Соответствующая информация доводилась до начальства.
Сам МЗиК как юрлицо, которое ежедневно подвергало опасности своих сотрудников, признано потерпевшим наряду со своими травмированными рабочими и родственниками погибших заводчан.
Предприятие оценивает свой ущерб менее чем в 8 млн рублей, в то время как анализ госзакупок показывает, что на ликвидацию последствий предприятие направило более 30 млн рублей. Факт признания завода потерпевшим Александр Абрамов считает, мягко говоря, странным. «Признавать работодателя, ПАО "МЗИК", ответственного по закону и по совести за безопасность и здоровье принятых на работу людей, пострадавшим выглядит кощунством.
Работодатель, который должен отвечать за безопасность своих сотрудников, который эту безопасность не обеспечил и который, зная об аварийном состоянии корпуса, ежедневно посылал более 100 человек на смерть, сам же в итоге и потерпевший!» - говорит он. По данным адвокатского расследования, подтвержденным информацией следствия и решением Арбитражного суда, работодатель знал об аварийности корпуса № 15 и о запрете нахождения в нем людей как минимум еще в июле-августе 2016 года.
Кроме того, как уже сообщал ЕАН, о недопустимости нахождения людей в корпусе № 15 говорится в итогах экспертизы, которые были готовы за несколько месяцев до трагедии. «Помимо работодателя ПАО "МЗИК" об аварийном состоянии корпуса № 15 и опасности нахождения в аварийном корпусе людей знали лица, организовывавшие и проводившие обследование, а также сотрудники фирмы, проводившей монтаж вентилированного фасада (увеличение нагрузки) на аварийные конструкции корпуса № 15 до и в момент обрушения», - убежден Александр Абрамов.
Защитник не исключает, что к этой истории может быть причастна семья экс-главы свердловского избиркома Владимира Мостовщикова. По словам адвоката, в конце мая 2016 года обследование корпуса № 15 организовал директор ООО «Гласс-Строй» Мостовщиков Кирилл Владимирович.
По данным ЮГРЮЛ, учредителем и директором «Гласс-Строя» является Артем Владимирович Мостовщиков, а ранее была информация, что одноименную фирму возглавляет Антон с аналогичной фамилией и отчеством. Антон Мостовщиков ранее заявлял ЕАН, что он не приходится родственником экс-чиновнику.
Однако известно, что у Владимира Мостовщикова есть три сына: Антон, Кирилл и Артем. Александр Абрамов рассказывает, что «Гласс-Строй», который формально не имеет никакого отношения к оборонному предприятию, организовал обследование здания с прицелом на контракт по обустройству вентфасада. Почему-то руководство фирмы было заранее уверено, что контракт достанется именно ей. В июне 2016 года компания Мостовщикова получила отчет об аварийности заводского корпуса. «Дело в том, что "Гласс-Строй" заключил договоры с ПАО "МЗИК" на замену окон и устройство вентилируемого фасада на аварийном корпусе № 15 на очень кругленькую сумму.
Соответственно, если озвучить тот факт, что корпус аварийный и что там нужно остановить рабочий процесс и эвакуировать людей, то любые работы на корпусе станут невозможными и ООО "Гласс-Строй" (Мостовщиков) не сможет заработать», - полагает Александр Абрамов.
По его данным, глава «Гласс-Строя» встречался со специалистами, проводившими обследование, возможно, для того, чтобы удалить из отчета сведения об аварийности, а также обсуждал ситуацию с Орловским и Гагановым, «с которыми он очень, очень хорошо знаком». «Мостовщиков, знавший об аварийном состоянии корпуса с июня 2016 года, посылал туда сотрудников "Гласс-Строя". При этом они выполняли работы по обустройству вентфасада, который создавал дополнительную нагрузку на аварийные конструкции», - отметил он.
Предположительно об устройстве этого фасада ранее говорил прокурор Свердловской области Сергей Охлопков, когда указывал на изменение конфигурации окон. Напомним, по его словам, увеличение нагрузки в результате изменения такой конфигурации могло спровоцировать трагедию.
Напомним также, что прокурор заявил об аварийном состоянии здания еще до начала ремонта. По сведениям Сергея Охлопкова, его нужно было снести, вместо того чтобы ремонтировать. Из материалов дела следует, что корпус № 15 вообще эксплуатировался незаконно с самого начала.
По крайней мере, нет данных о приеме его в эксплуатацию. Возможно, это связано с допущенными при строительстве нарушениями, о которых ранее сообщал ЕАН. О них говорится в уже упомянутой экспертизе, которая выявила дефекты при изготовлении и монтаже несущих конструкций.
В пресс-службе регионального управления СКР от комментариев по поводу этого дела воздерживаются. Напомним, крыша корпуса № 15 обрушилась 9 ноября 2016 года. Погибли четверо рабочих, еще 14 пострадали.
Изначально следствие сообщало, что конструкции обвалились под грузом снега – накануне и в тот день его выпало много. Было возбуждено уголовное дело. Обвинение в причинении смерти и тяжкого вреда здоровью по неосторожности вскоре после произошедшего предъявили бизнесмену, который контролирует фирмы, проводившие ремонт кровли корпуса № 15.