С января Россию ждёт рекордное повышение акцизов на автомобильное топливо: в бюджете-2019 заложен их рост сразу в полтора раза. Таким образом власти надеются отыграть всё, что недополучила казна во втором полугодии, когда скачок цен на бензин потребовал экстренного снижения акцизов.
Неявная форма дорожного налога
Акцизы — это сборы, которые нефтяные компании платят с каждой тонны реализуемого топлива. Фактически их оплачивает потребитель, например в литре бензина АИ-95 «сидит» больше 6 рублей акцизов. В 2012 году обсуждалась идея замены акцизами транспортного налога, но в итоге оставили обе формы сборов.
В последние десять лет акцизы прибавляли ежегодно, иногда — дважды в год, и в общей сложности с 2008 года выросли более чем втрое. Самый сильный скачок случился в 2016 году: тогда после двух волн повышения акцизов (в январе и апреле) они прибавили почти вдвое!
В этом году акцизы впервые за долгое время снизили для тушения бензинового кризиса, который разгорелся в конце весны. Но помимо отмены «скидки» на акциз правительство планирует увеличить его дополнительно.
Насколько подорожает топливо
Средняя цена бензина АИ-95 сегодня колеблется около отметки 45 рублей за литр. После июньской корректировки акциз на такое топливо составляет 8 213 рублей за тонну — это соответствует упомянутым шести рублям в пересчёте на литр.
В проекте бюджета заложен рост акцизов до 12 373 рублей за тонну. Несложно посчитать, что он складывается из правительственного «дисконта», введённого в мае, плюс несостоявшегося июльского повышения, а также планового увеличения акциза в 2019 году.
В сумме это даёт увеличение нагрузки до 9 рублей за литр, что станет самым большим единовременным повышением акциза за последние десять лет.
50 рублей за литр — на всех АЗС страны
Формально правительство просто отменяет поблажку, которой воспользовалось в дни топливного кризиса. Проблема в том, что акцизная «скидка» не транслировалась в пропорциональное снижение цены: теоретически она должна была уронить цены примерно на 2,2 рубля за литр, в реальности же они росли всё лето, пусть и не такими темпами, как до этого.
Если январское повышение акцизов состоится, стоимость бензина АИ-95 в России возрастёт до 48–49 рублей за литр. К этому стоит добавить и другие обстоятельства, например увеличение НДС с 18% до 20%. Поэтому бензин по 50 рублей за литр выглядит всё более реальной перспективой.
Взяться за рычаги
На вероятный скачок цен обратили внимание в Счётной палате, указав на необходимость «дополнительных компенсационных и сдерживающих мер».
Что это могут быть за меры? В правительстве возлагают надежды на «тонкую настройку» налогообложения нефтяных компаний, а в качестве крайней меры — введение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Впрочем, налоговые манёвры в России не всегда заканчивают триумфом, а в длительной перспективе оборачивают ползущим ростом цен на горючее. За последние десять лет бензин подорожал вдвое, а 2018 году пока удерживает пальму первенства по интенсивности процесса: если средняя годовая прибавка обычно составляла 2 рубля, то за девять месяцев этого года уже превысила 4 рубля.
— С 1 января 2019 года, помимо повышения акциза, нас ждут изменения в налоговой системе, которые поощряют экспорт топлива и делают менее выгодной его продажу внутри страны, — объясняет эксперт «Независимого топливного союза» Сергей Бойко.
Дефицит топлива на внутреннем рынке, кстати, назывался в числе виновников майской эскалации цен, и после январских изменений снова возможен перекос, считает эксперт.
— Добавьте к этому рост НДС, — продолжает Сергей Бойко. — Топливный рынок опять столкнётся с проблемами, которые правительство будет, скорее всего, решать с помощью проверенного метода — сдерживания розничных цен. Оптовые же цены будут формироваться квазирыночным способом через биржу, и мы снова столкнёмся с диспаритетом оптовых и розничных цен, что сделает ситуацию на рынке искусственной и неустойчивой.
А много ли мы платим за бензин?
Да, он является доминирующей статьей эксплуатационных расходов на автомобиль: по нашим оценкам, средние расходы владельца пятилетней Lada Granta на страховки, налоги, ТО и топливо составляют 76 тысяч рублей, из которых бензиновая часть — 58 тысяч! При расчётах мы принимали средний расход топлива в 10 л/100 км и годовой пробег в 20 тысяч км. С расходами на топливо может сравниваться разве что потеря стоимости машины (в случае с пятилетней «Грантой» — около 40 тысяч рублей в год).
Популярным способом экономии на топливе был перевод автомобиля на газ: либо сжиженный пропан-бутан, либо на сжатый метан. Но газ с начала года прибавлял сильнее бензина: уже к августу его цена возросла на треть. Весной, во время бензиновой эскалации, пропан-бутан подорожал с 14–15 рублей за литр до 20–21 рубля. Не добавляют оптимизма и сложности с легализацией газобаллонного оборудования.
В режиме выживания
У бензинового кризиса есть и ещё один аспект, менее явный. Насильственное сдерживание розничных цен привело к снижению их разницы с оптовыми, и это ударило по небольшим сетям АЗС. Из 25 тысяч российских заправок примерно 15 тысяч — это как раз «внесистемные» игроки, которые не принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНКам). Опасения за жизнеспособность «частников» появились ещё летом, когда оптовая и розничная цены практически сравнялись.
— В начале июня ситуация была критической, но потом стабилизировалась: правительство вынудило крупные нефтяные компании увеличить поставки на внутренний рынок, снизило акцизы, постепенно уменьшились и оптовые цены. В итоге частным АЗС удалось обеспечивать минимальную маржинальность на уровне 1,5 рубля с литра, но этого недостаточно, — комментирует Сергей Бойко. — Они работают в режиме выживания, некоторые активно продают свои АЗС. Положение тяжёлое, а с 1 января 2019 года мы ожидаем дальнейшего ухудшения.
Выдавливание с рынка частных АЗС усиливает монопольное положение ВИНКов и снижает доступность топлива для российской глубинки — небольшие заправки нередко расположены вдали от магистралей и крупных городов, где сети ВИНКов развиваются неохотно.
Сильное подорожание топлива началось весной 2018 года. Для его остановки были приняты экстренные меры, на отдельных АЗС после этого фиксировалось снижение цен.