Жилищное строительство на Пионерке потянет за собой развитие улично-дорожной сети. В планах у чиновников — достроить улицу Уральскую до проспекта Космонавтов и замкнуть улицу, которая огибает Основинский парк.
Пионерский поселок, который полностью сформировался в 80-е годы, в отличие от строящихся кварталов, не страдает болезнью роста: дорожная и социальная инфраструктура там соответствует количеству жилья.
В то же время потенциал для развития у этого микрорайона есть: это ветхие и потенциально ветхие дома 40–50 годов. Городские чиновники, конечно, не отказываются от реновации в случае, если застройщик бережно относится к существующей застройке, исправляя отдельные недоработки вокруг.
Точечные изменения начнутся с сердца микрорайона — улиц Уральской, Советской, Сулимова. Для этой территории нарисовали новую планировку, определив ее развитие на десяток лет вперед. Расселение, снос и новое строительство пройдут постепенно.
Понятно, что любой объем застройки потребует обновления улично-дорожной сети. Первая задача, которая стоит перед градостроителями, — улучшить связь этого квартала с другими районами города. Все эти решения уже прописаны.
Как говорится в Генеральном плане Екатеринбурга, улицу Уральскую в перспективе дотянут до проспекта Космонавтов. Новый выезд в северном направлении разгрузит движение по улице Смазчиков.
Генплан предусматривает не только развитие дорожной инфраструктуры Пионерки. Старый жилой фонд здесь заместят многоэтажной и среднеэтажной застройкой (отмечено красным цветом), а также общественными и жилыми зданиями с повышенными архитектурно-художественными требованиями (фиолетовым).
Также главный градостроительный документ предусматривает еще один выезд в центр: транспортный коридор вдоль Транссиба. Новый участок дороги пройдет под мостом на Смазчиков и вольется в Солнечную. Дальше у водителей будет выбор: уйти к Луначарского по путепроводу на Шевченко или проехать прямо к узлу Блюхера — Первомайская.
В плане предусмотрели и другой дорожный проект — соединить улицы Маяковского и Вилонова. Сегодня отрезки дорог с обеих сторон упираются в пустырь с заборами, гаражами и задворками Основинского парка.
На внутриквартальную связанность влияют, скорее, не документы территориального планирования, а конкретные девелоперские проекты. В числе первых о реновации в том квартале заявила компания «Фортис».
На углу Уральской и Смазчиков, где стояли восемь деревянных бараков, появится жилой комплекс «Основа». Жилая застройка представляет собой три дома высотой 5–25 этажей. Строительство пройдет в три этапа, первую очередь — 25-этажный дом — сдадут уже во II квартале 2021 года. На площадке уже начались подготовительные работы.
У такой застройки два преимущества. Во-первых, в квартале появится жилье, которое соответствует современным требованиям комфорта и безопасности. Во-вторых, жилой комплекс встраивается в необходимую инфраструктуру: рядом — Основинский парк, ТЦ «Парк Хаус», остановки общественного транспорта, детские сады и школы, спортивные секции.
Проектировщики ЖК «Основа» предусмотрели закрытый двор, который образует приватную зону с универсальным пространством для детей и взрослых.
Особенность подобных проектов состоит в том, что они становятся спусковым крючком, запускающим дорожную стройку в кварталах. Например, сейчас для транспорта, который двигается в сторону «Парк Хауса», перекрыт небольшой отрезок Уральской: в створе улицы стоят старые двухэтажки, а также находится проходная предприятия «Микроакустика». Шесть домов входят в зону застройки, а один пока останется, но признать его ветхим и отселить будет для муниципалитета значительно проще. После того как старые постройки снесут, а проходную сдвинут, изменятся границы красных линий, а улицу сделают двухполосной.
После сноса деревянных домов профиль важной транспортной артерии расширят до 70 метров.
Очевидно, что скорейшее обновление дорожной инфраструктуры привлечет в тот район новых застройщиков, которые придут, чтобы заместить старый жилой фонд и сделать городскую среду еще комфортнее.
В спецпроекте «Дорога домой» мы накладываем планы по возведению жилья на карту дорожных строек. Такой метод позволяет понять, как вслед за появлением новых домов к ним подтягиваются новые дороги и что будет с транспортной доступностью территории.