На этой неделе Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ представил емкую, но чрезвычайно содержательную выставку, приуроченную к 100-летию школы Bauhaus. Однако поводом для создания экспозиции послужил юбилей не только школы, оказавшей огромное влияние на развитие архитектуры и дизайна XX века, но и Петра Оранского – известного архитектора, одного из авторов проекта соцгорода Уралмаш. Как связан Уралмаш и Bauhaus, рассказываем в нашем материале.
У входа в выставочный зал нас встречает директор Музея архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета Елена Штубова. Она поясняет, что музей ежегодно составляет перечень юбилейных дат и событий, связанных с архитекторами и дизайнерами. В этом году в таком списке оказался Петр Оранский – известный архитектор, один из авторов проекта соцгорода Уралмаш, руководитель группы архитекторов, работавших над созданием и планированием соцгорода и завода. «Когда мы задались целью подготовить выставку, посвященную Петру Оранскому, сразу вспомнили тех архитекторов, с которыми он сотрудничал, – рассказывает Елена Валентиновна. – Над многими своими проектами Оранский работал в том числе в соавторстве с немецким архитектором, представителем школы Bauhaus Белой Шефлером. Это имя – наше региональное, уральское открытие начала 2000-х годов, раньше оно было неизвестно исследователям и архитектурной общественности. Естественно, мы помнили и о том, что главный юбилей этого года для мирового архитектурно-дизайнерского сообщества – столетие школы Bauhaus. Так появилась идея связать эти составляющие в единый проект: напомнить жителям нашего города о школе Bauhaus; рассказать о единственном представителе школы в Свердловске-Екатеринбурге и наследии школы Bauhaus на Урале в целом; поведать о творчестве Петре Оранского, который работал с Белой Шефлером над проектом соцгорода Уралмаш». Выставка состоит из нескольких блоков. С того, что бросается в глаза первым, – внушительной инсталляции почти под потолок – мы и начинаем путешествие по страницам истории вместе с представителями школы Bauhaus.
На лаконичных листах фанеры (форма подачи информации уже намекает нам на философию Bauhaus) – рассказ об истории организации и развенчание некоторых мифов. Так, на обывательском уровне закрепилось мнение о том, что Bauhaus – школа архитектурная. Это связано с тем, что на Урале ее представители занимались в основном этим направлением. Однако Bauhaus – это и особая методология, и направление в образовании, и осмысление различных направлений архитектуры и дизайна. Школа была создана в 1919 году и просуществовала 14 лет, что по историческим меркам – очень маленький промежуток времени. Но те методы, которые она разработала в то время, полностью перевернули сознание архитекторов и дизайнеров, представление о принципах проектирования, методологии, философии архитектуры и дизайна XX-XXI столетий. Внимательно разглядывая снимки творений школы Bauhaus, можно обнаружить, что те методы и приемы, которые они пропагандировали и внедряли, берут на вооружение современные архитекторы и дизайнеры.
Елена Валентиновна обращает наше внимание на знаменитый манифест Bauhaus: «Если вчитаться в эти 10 пунктов, то можно убедиться в том, что постулаты и тезисы, озвученные в манифесте, не потеряли актуальности ни во второй половине XX века, ни сегодня. Их используют в своей практике архитекторы, дизайнеры и все те, кто занимается подготовкой, обучением, образованием будущих специалистов в этих областях». И действительно, стоит поразмыслить над выведенными в манифесте фразами: «Творчество и любовь к красоте – необходимые условия счастья», «Художник – лишь высшая ступень ремесленника», «Работа в команде – важный навык», «Образование должно вдохновлять». Если задуматься, манифест Bauhaus касается не только архитекторов и дизайнеров, но и творческих людей вообще. Здесь же, на фанерных листах, мы видим конкретные примеры внедрения философии Bauhaus в архитектуру и дизайн. В зданиях, предметах мебели, даже керамике можно увидеть влияние постиндустриального общества – идей машинизации и социализации, авангарда, которые распространялись активно в Европе и немногим позже в Советском Союзе.
Путешествуем дальше и оказываемся в 30-х годах. Это время было для Bauhaus непростым: в Германии в 30-е годы с наступлением нацизма поменялась идеология, и совершенно по-другому стали ставиться задачи перед архитекторами, дизайнерами и представителями искусства. Свободомыслие, авангардные идеи, которые пытались пропагандировать и внедрять в практику представители Bauhaus, новая власть не приветствовала. А представители школы тем временем вдохновлялись декларациями и идеями, с которыми выступало новое советское государство. Формально школа существовала в Германии до 1933 года. Но уже в феврале 1931 года по официальному приглашению советского правительства целая группа немецких архитекторов отправилась сначала в Москву, а затем – в те точки на карте Советского Союза, где активно шел процесс индустриализации, строились новые города. Таким образом, представители школы появляются в одном из самых бурно развивающихся регионов этого периода – на Урале. В частности, Бела Шефлер был приглашен в Свердловск для участия в проектировании и строительстве соцгорода Уралмаша.
«Новые рабочие поселки строятся и в других городах Урала, также активных участниках процесса индустриализации, и немецкие архитекторы специально приезжают туда для того, чтобы выстраивать новую инфраструктуру, – рассказывает Елена Штубова. – Практически у всех был опыт строительства рабочих поселков, квартальной застройки, решения градостроительных задач в индустриальных районах Германии. Этот опыт они пытаются внедрить сюда, совместив их с пропагандируемыми идеями». Вслед за представителями Bauhaus мы едем на Урал – именно местному наследию школы посвящена следующая часть выставки. Интересно, что открытие этого наследия случилось в начале 2000-х годов, когда известная немецкая исследовательница Астрид Фольперт занималась изучением Государственного архива Свердловской области. Она и обнаружила дело репрессированного архитектора соцгорода Уралмаша Белы Шефлера и таким образом открыла для себя и всех нас его имя. Судьба Шефлера, как и многих советских исследователей, ученых, архитекторов, была трагичной: он попал под репрессии 30-х годов, был дважды арестован. И если при первом аресте доказательств против него было недостаточно, то с наступлением Великой Отечественной войны все немцы попали под пристальное внимание. Бела Шефлер был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
Елена Валентиновна поясняет, что открытие имени Белы Шефлера для архитектурной общественности, его вклада в проектирование строительства соцгорода Уралмаша послужило толчком для изучения наследия школы в других городах Уральского региона. На базе УрГАХУ был осуществлен большой проект под кураторством исследователя наследия конструктивизма Людмилы Токмениновой. При ее активном участии, а также содействии Астрид Фольперт на базе УрГАХУ была проведена Международная научно-практическая конференция, по результатам которой издали два сборника, в которые вошли тезисы докладов выступающих и статьи о наследии школы Bauhaus на Урале. Эти сборники также представлены на выставке. Но и на этом исследование наследия Bauhaus не завершилось. Начались экспедиции в те города, в которых работали представители школы, – и сегодня на выставке мы можем увидеть фотосерию, отснятую в Боровске, Магнитогорске, Орске. На снимках – объекты, построенные архитекторами школы Bauhaus. «Для нас было совершенно неожиданным открытием, что в далеком поселке Боровске рядом с Соликамском на одном из зданий есть мемориальная табличка, повествующая о том, что с 30-х годов здесь работали представители Bauhaus, – рассказывает Елена Валентиновна. – Здания по их проектам строились и в 40-е, и даже в 50-е годы. Так, по проекту известного архитектора Тальцинера была построена целая улица в Боровске. Мы видим экономжилье, ничего лишнего, во всем черты функционализма (мы, в отличие от Европы, называем его конструктивизмом), которые были характерны для школы Bauhaus. Некоторые элементы на фотографиях напоминают нам фрагменты конструктивистских зданий, которые сегодня являются самыми значимыми архитектурными памятниками Свердловска первой половины XX века».
Глядя на запечатленные на снимках здания и районы Боровска, Магнитогорска, Орска, мы понимаем, что архитекторы Bauhaus работали практически по всем уральскому региону. Большое наследие оставлено в Магнитогорске. Здесь проектирование шло на уровне градостроительства, и эта строительная история напоминает нам историю создания Уралмаша: градостроительная инфраструктура создавалась вокруг крупного промышленного объекта – Магнитогорского металлургического комбината. Интересное планировочное решение квартальной застройки было в значительной мере реализовано, и застройка существует до сих пор. Магнитогорские здания очень напоминают те типовые объекты и поселки, которые строились в Германии для рабочих крупных предприятий: они решались в едином стиле и создавались в соответствии с идеологией новой архитектуры, нового общества, новых потребностей начала XX века. Трех- и четырехэтажные здания – это, безусловно, жилье экономное, но вместе с тем – функциональное и удобное. «Основной тезис функционализма и конструктивизма – конструкция / функция определяет стиль архитектуры, объем, внешний вид здания. В основе лежит функциональное предназначение объекта, конструктивное решение, удобное, комфортное, но без всяких излишеств. Тем не менее, какие-то элементы, которые определяют внешний облик здания, очень типичны и узнаваемы: сплошные ленточные остекления окон, лестничных площадок, эркерные выступы в остеклениях, угловые выступающие балконы. Все это задает стилистическое единство зданий. И в этом тоже, безусловно, есть своя эстетика, – отмечает Елена Штубова. – Красота может присутствовать и в строгой функциональной среде, которая задает определенный ритм. Для меня красота – это всегда гармония. И если я вижу гармонию в таких зданиях, то восприятие такой архитектуры безусловно вызывает у меня положительные эмоции».
Отправляемся в следующий блок, где знакомимся с творчеством единственного представителя Bauhaus в Екатеринбурге-Свердловске – Белы Шефлер. Его совместные с Петром Оранским творения – всеми знакомые гостиница «Мадрид», площадь Первой пятилетки и здания, формирующие ее ансамбль, комплекс промышленных здания Уралмашзавода. Многие объекты представлены и в проектном замысле, и в реализации. Венчает экспозицию макет ансамбля Площади первой пятилетки, который представляет градостроительное решение группы Петра Оранского(в авторском коллективе можно увидеть в том числе Белу Шефлера). На макете отчетливо видно лучевое градостроительное решение: все улицы и потоки стекаются на главную площадь, к заводоуправлению. И в этом видна индустриальная социальная идея новой идеологии: вся жизнь поселка должна концентрироваться на индустриальном гиганте. Еще одна особенность градостроительного решения – комплексный подход. «Недаром жители района Уралмаш до сих пор считают, что это лучший район города, – отмечает Елена Штубова. – Они понимают, что все здесь создавалось для людей: и бульвары, и скверы, и инфраструктура, которая предполагала удобное расположение детских садов и школ. Показательно, что те же люди, которые проектировали завод, занимались проектированием школ, домов культуры, детских садов».
К сожалению, сейчас такой комплексный подход можно увидеть редко – от него отказываются, о нем забывают, элементарно не просчитывают потребность в социальной инфраструктуре. Возможно, поэтому период строительства соцгородов в Советском Союзе вошел во все учебники как особая эра в градостроительстве. Несмотря на то, что дома были простыми, строились из плохих стройматериалов и оказались недолговечными, в этом опыте можно обнаружить много позитивного. Стоит ли говорить о том, что архитекторам, занимающимся планировкой новых районов, не мешало бы принять его во внимание? Так неожиданно макет площади Первой пятилетки вернул нас в современный Екатеринбург. А выставка «Bauhaus & архитекторы соцгорода Уралмаш» наложила на уже привычный, укоренившийся в сознании облик города некогда забытые исторические штрихи, которые, быть может, побудят жителей уральской столицы задуматься о том, что представляет собой Екатеринбург во времени и дне сегодняшнем.