Тема встречи - организация новых ТОС на территории района.
На встречу в Малый зал Администрации Орджоникидзевского района прибыли около 20 человек. Все они - члены инициативной группы, желающие создать по местам своего жительства ТОС - органы территориального местного самоуправления.
ВАЖНО!
ТОС – перспективная форма привлечения граждан к решению вопросов местного значения, к участию в жизни города. В пределах своих полномочий ТОС занимаются благоустройством территорий, решением экологических проблем, проведением праздничных мероприятий, сохранением культурного наследия и так далее.
В целях стимулирования деятельности ТОС Администрация города Екатеринбурга на постоянной основе оказывает им финансовую, имущественную и консультационную поддержку. Основной формой поддержки выступают бюджетные субсидии.
Вместе с тем, вопросы деятельности ТОС, отнесённые к общественным организациям, недостаточно регламентированы и во многом зависят от активности самих жителей. Остро стоит проблема их финансирования. Эти вопросы до сих пор не нашли системного решения.
Диалог получился конструктивным. Игорь Володин заверил собравшихся, что городские власти поддерживают самоорганизацию людей. Жители сами должны решать, что лучше для них, сами контролировать место, где они живут. ТОС все это позволяет. Однако, как отметил Председатель ЕГД, члены инициативной группы должны заручиться поддержкой реального большинства своих соседей.
В свою очередь Роман Кравченко отметил, что Орджоникидзевский район - один из городских лидеров по количеству заявок на создание ТОС. При этом он напомнил, что создание ТОС - большая ответственность. В случае неэффективной работы соседи придут с вопросами как раз к организаторам. Тем не менее, Орджоникидзевская Администрация открыта для сотрудничества и поддерживает жителей в их стремлении к участию в жизни района.
Депутат Владимир Стругов призвал членов инициативной группы обращаться за консультациями и содействием.
СПРАВКА
Территориальное общественное самоуправление служит формой непосредственного осуществления власти. Органы (исполнительные - совет ТОС) территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления, но при этом являются органами, через которые осуществляется власть народа. Население части территории муниципального образования, в границах установленных ТОС, и органы территориального общественного самоуправления имеют собственные властные полномочия. Конституция РФ и законодательство предполагают наличие у территориального общественного самоуправления собственной налоговой базы и бюджетных прав.
Вместе с тем территориальное общественное самоуправление в силу его направленности на участие в реализации публичных интересов местного уровня может быть отнесено к формам общественной самодеятельности. Являясь самостоятельным уровнем публичной власти, признается одним из институтов местного самоуправления. По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публично властного воздействия и правотворческие полномочия, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления.
В 1988-90-е годы под влиянием демократического движения стали создаваться независимые Советы общественного самоуправления, чаще всего объединяющие микрорайонные структуры городов. Важную роль в их учреждении сыграли новообразованные Клубы избирателей. Первый ТОС был создан летом 1988 г. в районе "Братеево" г. Москвы. С этого года принято отсчитывать историю ТОС.[2] Участники независимых ТОС занимались не только работой по благоустройству микрорайонов, но и активным гражданским просвещением и участием в выборах. Благодаря независимой позиции ТОС и организованным собраниям жителей на выборах 1990 г. в органы местного самоуправления Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска и других городов удалось провести значительное число не коммунистических депутатов. Представители независимых ТОС принимали активное участие в подготовке и обсуждении ФЗ «О местном самоуправлении», принятого в 1991 г.[3] В 1993 году, после роспуска районных народных советов, легитимность ТОС была утрачена, и ТОС фактически были также распущены.
28 августа 1995 года вступил в силу новый закон о создании Территориальных общественных самоуправлений (ТОС), но они уже не входили в состав ЖЭКов и не стали носить всеохватывающий и массовый характер, как в СССР. В настоящее время ТОС осуществляется в рамках Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В статье 27 данного закона ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.
На пути развития ТОС, включения их в систему гражданской инициативы и управления гораздо раньше других регионов России продвинулась Омская область. Первым в России, зарегистрированным 27.05.1997 г. в качестве юридического лица стало Территориальное общественное самоуправление "Левобережный -12".
ТОС, как все органы власти являются некоммерческими организациями, но наделёнными экономическими правами, регистрируются в налоговой инспекции. Первую регистрацию ТОС проходит в местном органе (Администрация, Мэрия. Прописано в Уставе Администрации, Мэрии). Вторая регистрация - в Налоговой инспекции - Необходима для получения статуса юридического лица - Для получения ежегодного финансирования. Налоги и сборы на территории ТОС имеет право устанавливать только население. ТОС имеет геральдическую печать власти.
В этом случае, жители сами распоряжаются собранными средствами и имеют право на бюджетное финансирование обоснованных расходов по ремонту и эксплуатации своего жилья. Они также вправе заключать с любой понравившейся Управляющей компанией договор на обоюдовыгодных условиях или расторгать его при условии невыполнения возложенных на неё ТОСом функций.
Органы ТОС могут, что не желательно, зарегистрироваться как социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО). В этом случае ТОС подлежит регистрации в Министерстве Юстиции Российской Федерации, открывает свой расчетный счет в банке и создаёт печать. ТОС в статусе юридического по сравнению с ТОС без статуса юридического лица приобретает большую ответственность, но и некоторые преимущества. В качестве ответственности у ТОС появляется отчетность в обязательные внебюджетные фонды - это инспекция федеральной налоговой службы, пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования и Министерство Юстиции. Преимущества, которые появляются у ТОС, сомнительные - это различные конкурсы на получение грантов для НКО муниципальных, региональных, федеральных и международных уровней. Они не обеспечивают развития территорий, которое требуется для жизнеобеспечения населения на территории ТОС.
Существуют и различные профессиональные формы объединения территориальных общественных самоуправлений, такие как Советы ТОС, Ассоциации ТОС, Комитеты ТОС и др. Такие объединения создаются в помощь территориальным общественным самоуправлениям. Один из наиболее удачных примеров объединения ТОС - это Ассоциация органов территориального общественного самоуправления Республики Коми (АТОС РК). Ассоциация органов ТОС Республики Коми была учреждена в июне 2013 года региональными органами ТОС образованными в статусе юридического лица в форме НКО. Практика показывает, такие органы формальны и в длительном периоде нежизнеспособны.
Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях