Встречи Клуба друзей Уралмаша – это дискуссии о прошлом района, о его настоящем и перспективах развития. Заседания проходят в Екатеринбургской академии современного искусства каждый третий понедельник месяца, но первое собрание осени стало исключением: оно состоялось 27 сентября и было посвящено Молодежному жилому комплексу Уральского завода тяжелого машиностроения (МЖК УЗТМ).
Встреча стала логичным продолжением Вернисажного дня в ЕАСИ: тогда на первом этаже презентовали мобильную выставку «Дом, который построил я», открытую для посещения в пространствах Академии до 8 октября. На выставке представлена история трех молодежных жилых комплексов в Екатеринбурге: МЖК-1 на ЖБИ, МЖК УЗТМ и МЖК-4 на ВИЗе.
Концепция таких жилых комплексов была простой: молодые люди на средства предприятий строили дома, решая проблемы дефицита рабочих рук, и в этих же домах получали квартиры для своих семей, создавая при этом локальное сообщество с культурой самоуправления и бытовой инфраструктурой.
На встречу Клуба друзей Уралмаша пришли не только жители микрорайона и строители МЖК УЗТМ, но и куратор проекта «МЖК-1980», руководитель отдела развития Музея Первого президента России Бориса Ельцина Людмила Старостова и специалист по брендингу городов Василий Дубейковский.
Начали заседание с подробной экскурсии по выставке «Дом, который построил я», её провела Людмила Старостова. Она рассказала о том, как идея архитектуры соучастия представлена в мире и в Свердловске в том числе.
«Была историческая эволюция: строители МЖК любили напоминать, что генеалогически их комплексы восходят к идее дома-коммуны, где есть ряд обобществленных зон и созданы условия для того, чтобы люди сотрудничали и помогали друг другу. Даже в газете «Вечерний Свердловск» в одной из заметок была проведена параллель между Городком чекистов и строящимся в то время МЖК-Комсомольским, он же МЖК-1». Людмила Старостова, куратор проекта «МЖК-1980», руководитель отдела развития Музея Первого президента России Бориса Ельцина
Движение МЖК – молодежных жилых комплексов – стало массовым в СССР в 80-е годы ХХ века и оставило заметный след на карте Свердловска. Самый известный комплекс появился в районе улиц Высоцкого и Рассветной в 1977 году. Получился своего рода социальный эксперимент: это был первый МЖК в городе, и инициативной группе необходимо было доказать партийному руководству необходимость его появления.
Уже через шесть лет было принято решение о строительстве МЖК-4, а еще через год на Уралмашзаводе начались первые субботники кандидатов в МЖК УЗТМ.
При строительстве последнего использовались инновационные на тот момент технологии: дома этого комплекса стали первыми сборно-монолитными шестнадцатиэтажками в Свердловске. Отсюда и привычные уралмашевцам названия – первый, второй, третий и четвертый монолит.
«У комплекса УЗТМ особая история. Будущим строителям предложили: «Хотите МЖК? Ладно, но тогда освойте технологию монолитно-сборного домостроения». Это ключ к пониманию МЖК УЗТМ: люди очень хотели свое жилье, поэтому были готовы изучить то, что почти нигде в то время в СССР не применялось. Неслучайно всё поручили сотрудникам Уралмашзавода: там трудились высококвалифицированные специалисты». Людмила Старостова, куратор проекта «МЖК-1980», руководитель отдела развития Музея Первого президента России Бориса Ельцина
Каждый молодежный жилой комплекс имел свой фирменный стиль: от логотипов до шрифтов. Это заметно и по суперграфике на стенах. Например, гостье клуба Анне Лобановой, которая росла в МЖК УЗТМ, окрашенные в коричневый цвет горизонтальные панели домов по улице Уральских рабочих в детстве напоминали взлетную полосу.
Незаурядный внешний вид пытались придать и помещениям хозяйственного назначения: на теплопункте комплекса на Уралмаше красовались строительные мастерки, которые связывали МЖК и движение стройотрядов, пока коммунальные службы не закрасили обветшавшие росписи.
Попасть в ряды строителей молодежного жилого комплекса было непросто: рейтинговая система, основанная на получении баллов за выход на субботник или создание стенгазет, выявляла самых старательных и достойных претендентов на получение жилья.
«Я был очень активным. Учился на вечернем при Уралмашзаводе, работал в цеху, но как только появлялось свободное время, шел на субботник. Когда в 1986 году стали набирать людей в строительные отряды, у меня не было сомнений: я – первый кандидат от нашего цеха. К тому моменту я женился: продолжал ходить на субботники, за супругой Еленой была общественная работа, и наши баллы стали суммироваться. Но тяжело было всем: и физически, и морально». Геннадий Леванов, строитель и житель МЖК УЗТМ
Вопрос, который остался открытым в рамках обсуждения: почему такое мощное движение так быстро прекратило свое существование? Возможно, дело было в том, что получение квартиры было более приоритетной целью, чем создание ответственного локального комьюнити. Поэтому, когда стройка завершилась, отпала необходимость в преемственности формата МЖК и его развитии. А может, причинами стали перестройка, распад СССР и события 1990-х годов – и идеология монолитного коллектива просто перестала быть актуальной.
Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях