Горожане требуют изменить Генплан.
Историческую часть завода "Уралмаш" следует превратить в объект индустриального туризма, а дублер проспекта Космонавтов пустить не через Калиновский лесопарк, а вдоль строящейся трамвайной линии Екатеринбург - Верхняя Пышма. Эти и другие предложения в обновленный Генплан-2025 содержатся в альтернативном "народном генплане", разработанном активистами общественной группы "Уралмаш 2023".
Разработка документа была приурочена к общегородской дискуссии вокруг поправок в Генплан-2025, в конце сентября вынесенных на общественное обсуждение.
Новая редакция главного градостроительного документа предусматривает, в частности, строительство на Уралмаше новых транспортных магистралей. Среди них - дублер проспекта Космонавтов, линия общественного транспорта по улице Ярославской, продолжение трамвайной ветки по улице Машиностроителей, а также две автодороги и трамвайная линия по территории существующей промзоны УЗТМ.
План развития сети общественного транспорта Уралмаша до 2025 года. Оранжевый пунктир - новые линии метро, синий - троллейбуса, красный - трамвая, зеленый - автобуса.
При этом практически вся территория микрорайона Уралмаш, согласно свежей редакции Генплана, превращается в одну сплошную зону жилой и общественно-деловой застройки, зона частного сектора упраздняется, а площадь озелененных территорий существенно сокращается.
Активисты "Уралмаш-2023" с таким сценарием не согласны. В частности, план строительства автодороги через Калиновский лесопарк не учитывает существующих велосипедных, туристских и экологических маршрутов (включая тропу до Калиновских родников). Его реализация может привести к разрушению расположенных в лесопарке водоемов, нарушению путей миграций животных и птиц, осушению торфяных залежей (что грозит пожарами), загрязнению окружающей среды автотранспортом.
Красными стрелками показана трасса будущего дублера проспекта Космонавтов.
В качестве альтернативного варианта дублера проспекта Космонавтов горожане предложили проложить сквозную дорогу вдоль строящихся трамвайных путей со стороны жилой застройки. Такой вариант позволит соединить Уралмаш и Эльмаш с трассой выезда на Серовский тракт.
Критически оценили жители Уралмаша идею обустройства дорожной сети по улице Ярославской и на территории промзоны УЗТМ (так называемый главный коридор). Так, улица Ярославская расположена посреди частного сектора, не имеет асфальтового покрытия и расположена близко к индивидуальным домам. Обустройство выезда с нее на улицы Индустрии и Новаторов приведет к созданию "опасного перекрестка со сложным движением". В качестве альтернативы общественники предлагают пустить линию общественного транспорта по улице Новаторов.
Дорожное строительство в уралмашевской промзоне также чревато определенными рисками, считают разработчики "народного генплана". Во-первых, на данном участке расположены объекты культурного наследия, например, кузнечно-прессовый цех, построенный в конце 20-х годов прошлого века. Строительные работы могут навредить памятнику.
Во-вторых, при обустройстве в промзоне трамвайной линии (она, согласно поправкам в Генплан-2025, свяжет Уралмаш с микрорайоном Заречный через территорию микрорайона Завокзальный) придется реконструировать существующую дорожную сеть, которая изначально была предназначена под промышленные нужды. Это приведет к большим финансовым тратам по изменению геометрии проезжей части, переносу инженерных коммуникаций и выкупу у завода земельных участков и строений, опасаются активисты.
Промзону УЗТМ в новой редакции Генплана предложено "разрезать" автобусной (зеленый пунктир) и трамвайной (красный пунктир) линиями.
"В ближайшие 25 лет… будет достаточно строительства сквозной дороги с улицы 40-летия Октября и моста через железнодорожную ветку. Как вариант, можно запланировать дорогу от улицы Красных Партизан", - предлагают авторы "народного генплана".
По их задумке, улицу вдоль одной из новых автодорог следует назвать именем архитектора Петра Оранского, ведущего проектировщика соцгорода Уралмаш. Саму же промзону УЗТМ разумней превратить либо в точку индустриального туризма, либо в креативный кластер, считает активист группы "Уралмаш-2023" Ольга Беляева.
Ранее общественники уже предлагали придать старым кварталам микрорайона статус "исторического поселения", который, в частности, ограничивает высотность проектируемых новостроек. Инициатива не нашла поддержки у городских властей: по мнению муниципальных чиновников, реализация такого проекта "законсервирует" территорию и приведет к ее деградации.
Тем не менее историческая часть Уралмаша в "народном генплане" все же выделена в отдельную функциональную зону. Ее ядром должны стать объекты конструктивизма (в том числе знаменитое Дворянское гнездо, квартал конструктивистских зданий в границах бульвара Культуры - проспекта Орджоникидзе - улиц Банникова и Красных Партизан), Летний парк в квартале улиц Машиностроителей - Красных борцов- Кировградской, а также несколько объектов так называемого самостроя рядом с Белой башней - жилые дома, построенные рабочими УЗТМ для своих семей.
Также активисты Уралмаша настаивают на включении в новую редакцию Генплана-2025 зон объектов культурного наследия и более четкой прорисовки магистральных улиц (например, Орджоникидзе и Ильича), составляющих историческую планировку района. Кроме того, кварталы частного сектора также следует максимально оградить от сноса, чтобы защитить имущественные права его жильцов, считают градозащитники. С полным списком инициатив можно ознакомиться здесь. Карту зонирования, которую предлагают общественники, можно посмотреть по этой ссылке.
Часть пунктов "народного плана" были озвучены 18 октября на заседании "Клуба друзей Уралмаша", состоявшемся в стенах Екатеринбургской академии современного искусства (здание "Фабрики-кухни УЗТМ"). Присутствовавший на встрече архитектор Сергей Санок поддержал инициативы уралмашевцев, однако заметил, что полностью весь пакет реализовать вряд ли удастся.
Эксперт посоветовал градозащитникам "привести в порядок" их предложения, застолбив "некоторые территории и некоторые идеи", в том числе концепцию сохранения исторического ядра района и существующих территорий общего пользования (ТОП-1). А сам "народный генплан", по его мнению, необходимо оформить в виде небольшой брошюры и издать ее тиражом хотя бы в 250 экземпляров. В таком случае есть надежда, что эти предложения будут учтены при разработке концепции Генплана-2045, считает Санок.
Стоит отметить, что обсуждение поправок в действующий Генплан-2025 продлится до 9 ноября. Предложения группы "Уралмаш 2023" будут рассмотрены мэрией Екатеринбурга.
Накануне стало известно, что новая редакция функциональных зон уральской столицы, представленная в проекте, вызвала острую критику со стороны другого общественного движения "Мирные жители".
В частности, активисты встревожены чересчур широким набором функций для участков, имеющих статус "общественно-деловой зоны" и "зоны смешанной и общественно-деловой застройки". В таких зонах теоретически допускает строительство любых объектов, в том числе жилых, промышленных, торговых и транспортных. При этом в списке функциональных зон нет зон размещения объектов образования или спорта.
"Такая система зонирования может привести к многочисленным конфликтам в будущем, - предупреждают "Мирные жители". - Увеличивается риск, что участки в функциональной зоне будут пытаться использовать не по назначению". Также активистов возмущает, что в новой редакции Генплана уменьшена площадь озелененных территорий. С полным списком замечаний можно ознакомиться здесь.
Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях