6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Поэзия по-уралмашевски Клуб друзей Уралмаша: поэтическая встреча

7 апреля 2022 1838

В Екатеринбургской академии современного искусства состоялось очередное заседание Клуба друзей Уралмаша. Такие встречи уже традиционно проходят раз в месяц, и каждая имеет свою тематику. В этот раз решили поговорить о поэзии и поэтах района.

Заседание прошло в библиотечно-информационном центре в компании книг, чая и в ламповой атмосфере. Начали с обсуждения ЛИТО УЗТМ – литературного общества, которое выросло на Уралмашзаводе из литературного кружка, существовавшего с 1934 года.  Уже в 1960-х ЛИТО называли гордо – литературным цехом, а поэты, которые печатались в изданиях и сборниках этого общества, становились признанными авторами. Позже общество превратилось в творческий семинар и в этом формате существует до сих пор.

История ЛИТО тесно связана с именем поэта Любови Ладейщиковой, члена Союза писателей СССР и заслуженного работника культуры РФ. В своих воспоминаниях в материале для журнала «Веси», выпущенном к 85-летию творческого семинара УЗТМ, она пишет, что в 1957 году Ефиму Ружанскому удалось добиться издания первого коллективного сборника «Уралмашевские голоса». Через несколько лет литературный цех стал «стартовой площадкой для юных поэтов-шестидесятников» Юрия Конецкого и Любови Ладейщиковой. Вышедшие в то время сборники помогли им вступить в Союз писателей СССР.

После распада Советского Союза деятельность ЛИТО замедлилась, но не остановилась совсем. К 2007 году, когда к руководству вернулись профессионалы, общество возобновило активную работу как «Творческий семинар академика поэзии Юрия Конецкого» в здании Центра культуры «Орджоникидзевский». Вышел сборник «Поэты ЦК», торжественно отметили 75 и 80 лет Уралмашевскому ЛИТО, а после кончины Юрия Любовь продолжила вести творческий семинар мужа. 

Гостья заседания Александра Шабатовская, филолог, заведующая кабинетом истории искусств УГИ УрФУ, преподаватель Академии современного искусства и исследователь локальной истории литературы  рассказала членам клуба о современных поэтах и историко-лирической составляющей сурового микрорайона. 

«В процессе работы я поняла, что литературу и поэзию можно разделить на две важных категории. Первая – литература об Уралмаше, но созданная не здесь. А вторая – литература, созданная конкретно в этом локусе, которая может быть даже и не о районе. Например, поэт Юрий Казарин: он некоторое время жил на Уралмаше, но мной у него не было обнаружено никаких поэтических связей с этим местом».
Александра Шабатовская

По ее словам, творческая жизнь Уралмаша неожиданно оказалась связана с именем Ры Никоновой – российской поэтессы и авангардной художницы. Настоящее имя Ры Никоновой – Анна Таршис, и в Свердловске девушка получила музыкальное образование: закончила Музыкальное училище им. Чайковского. Свою творческую, концептуальную деятельность она начинала именно в столице Урала на схемах и чертежах Уралмашзавода, где работал ее отец. На этих листах она писала стихи и рисовала, а архивы с её работами сохранились в Бременском университете, УрФУ и музее старика Б.У.Кашкина. 

В свое время в соцгороде на севере Свердловска побывали многие литераторы и близкие к ним люди, например, Михаил Пришвин и Лиля Брик: стройка и работа нового завода-гиганта привлекала не только публицистов, но и авторов художественных произведений. Так, Павел Бажов пишет сказ «Не та цапля», в котором шагающий экскаватор, созданный Борисом Сатовским на УЗТМ, был назван «царь-машиной» и описан как нечто невероятное. 

Из современных поэтов первым Александра упомянула Романа Тягунова и одно из его стихотворений, которое посвящено маме и ее юбилею:

«Уралмашевское детство
И военный городок –
Рядом с мамой, по соседству
С тем, что я забыть не смог. 
Пусть соседство Белой Башни
С Академией наук
Оживит наш день вчерашний
И замкнёт волшебный круг» 

Интересную историю Александра рассказала про Кирилла Корчагина, поэта, литературного критика и филолога из Москвы: он написал атмосферно точные стихи об Уралмаше до своего первого визита в Екатеринбург. Еще один поэт, но уже уральский, Александр Петрушкин, писал о бандитском прошлом района, рисуя словом мистическую мрачность и способы существования его героев внутри него. Влад Семенцул в свою очередь тоже описывает район в темных и несколько болезненных тонах.

«И заиграл набат печальный
Она воскликнула: «Мы где?» 
А мы с тобой на Уралмаше
В хрущёвке жёлтой с беленьким окном
Где в маленькой квартире нашей
Друг друга называем дном».

Обмен опытом и обсуждение своих работ в рамках литературных клубов и кружков на Уралмаше считалось важным, хотя бы потому, что творческий семинар – приемник ЛИТО УЗТМ – отметил в 2019 году 85 лет со дня основания. Однако сегодня, когда появляется возможность делиться творчеством с множеством людей в формате онлайн и получать мгновенный фидбэк, необходимость таких собраний оказывается под вопросом. На реплику о том, собираются ли где-то поэты с определенной регулярностью, чтобы почитать своё и послушать коллег по цеху, ответить никто не смог. 

Об Уралмашевской поэзии в целом известно не так много, к тому же, многие литераторы никак не ассоциируют себя с районом, в котором, возможно, выросли и жили, не ощущают его влияния. Как, например, Вторчермет и Борис Рыжий: в его работах район становится одним из главных мест лирического бытия. Поэтому появления плеяды творцов нового Уралмаша, который стремительно меняется, остается только ждать. 

Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях ВКонтакте Одноклассники Facebook , Instagram . 

Источник 

Поймать косулю на Эльмаше не удалось, ее нашли мертвой В Екатеринбурге осудят таксиста, который убил женщину в общежитии на Уралмаше