Родной район молодой художницы меняется на глазах: разрушенные старые здания оставляют за собой пустоту, которую не могут заполнить даже массивные новостройки. В своей выставке, расположившейся в Уральском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина, Алёна исследует эту неизбывную пустоту, пытаясь склеить по кусочкам всё, что осталось от старого Эльмаша, с тем, что образовалось теперь.
Выставка «Я — город, хотя и не знаю, куда мне идти» создана в рамках программы поддержки молодых художников «Местное время». Цель программы создана — дать начинающим авторам возможность реализовать собственные идеи, а не пытаться встроиться в чужие концепции, как это часто приходится делать молодым художникам на групповых выставках. Для Алёны, как и для других участников программы, была выделена персональная мастерская, где она могла не ограничивать себя.
— Задачи программы «Местное время» — рассказать о локальных художниках горожанам и гостям города, а также дать возможность провести свои первые эксперименты с серьезной кураторской поддержкой. Мы считаем, для молодого художника важно чувствовать плечо профессионала, который всегда может помочь.
Кристина Горланова, заведующая Уральским филиалом ГМИИ им А.С. Пушкина
Открытая для новых зрителей Алёна Гурьева сразу идёт на контакт с посетителем, встречая его интерактивной игрой. В глаза сразу бросаются бумажные формы, расклеенные на стене. Это фотоколлажи разных зданий, заснятых на Эльмаше. Сложенные по методу оригами, выстроенные в несколько рядов, они выглядят как район, застроенный без четкого архитектурного плана. На столе лежат кости и прописаны несложные правила. В зависимости от того, какое значение выпадет, посетителю придется так или иначе принять участие в переформировании облика района. Если вам выпал вариант «точечная застройка», вы должны будете взять из стопки рядом принт с коллажем новостройки, сложить его по указанной схеме и приклеить на стену, попытавшись найти свободное место. Если вам выпадет «здание подлежит сохранению», вы наоборот можете снять со стены один из бумажных домов и унести с собой, как сувенир.
— Я проанализировала архив статей за последние пять лет, чтобы вычленить основные причины для сноса зданий. Все причины соответствуют граням кубика, но одна из них означает сохранение здания — самый редкий кейс. Это такая возможность побывать в шкуре человека, который принимает решение о сохранении или сносе домов.
Алёна Гурьева, автор выставки «Я — город, хотя и не знаю, куда мне идти», участница программы «Местное время»
Важная деталь — изначально развешанные художницей коллажи сделаны по фотографиям старых зданий с многолетней историей. Тем временем зрителям предлагается дополнять композицию коллажами исключительно из новостроек. Интересно будет вернуться на выставку через какое-то время и увидеть, как сильно точечная застройка изменила исторический облик города.Преодолев дверной проем, зритель оказывается перед главным экспонатом — впечатляющей инсталляцией, в которой собраны элементы фото сразу нескольких старых домов. Как выражается художница, некоторые из них уже «приговорены к сносу», и на их месте скоро вырастут новостройки. Другие еще простоят какое-то время, но судьба их вряд ли будет иной.
— Я совмещаю это всё в такой дом-франкенштейн, который состоит из жилых и нежилых домов, чтобы подчеркнуть этот круговорот пустоты: стоит дом, он еще жилой, ещё живой, но пройдет какое-то время, и он превратится в дом, который нужно будет снести, и на его месте опять появится новый. И он какое-то время простоит, но потом тоже пойдет под снос.
Алёна Гурьева, автор выставки «Я — город, хотя и не знаю, куда мне идти», участница программы «Местное время»
Большие принты, распечатанные крупных, листах и спаянные вместе в один большой ветхий дом, одним своим видом запускают в голове звуки скрипящих дверей и выуживают из памяти запах отсыревшей древесины. Хоть мы и знаем, что это ненастоящий дом, всё равно возникает ощущение опасности, будто вот-вот с потолка отвалится ненадежная балка и кого-то зашибет.
Необычное впечатление производит тыльная сторона инсталляции, на которой элементы дома размещены с нарочитым нарушением законов геометрии. Едва шагнув за угол, можно почувствовать, что ты сейчас свалишься в искаженное пространство. То ли как персонаж детского фэнтези, угодивший в волшебную яму, то ли как подвыпивший местный житель, несовладавший с гравитацией.
Композицию дополняют реальные объекты, найденные Алёной на свалках и в заброшенных домах на районе — старые оконные рамы, выпирающие из дома, приглашающие к взаимодействию. В ответ на вопрос, что будет, если кто-то из посетителей слишком сильно дернет за старую форточку, поломав шарнир, художница замечает, что это лишь дополнит объект.
Выставка Алёны Гурьевой будет доступна для посещения и взаимодействия на первом этаже Уральского филиалом ГМИИ им А.С. Пушкина до 25 июня.
Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях