Город в городе – так называют жители Уралмаша свой район. Он рос, развивался, жил как обособленный городок – со своей культурой, традициями, ритмом. В годы величия Уралмашзавод каждое утро собирал заводчан со всего района, которые спешили на работу по пяти "лучам".
Спустя десятилетия многое изменилось. Гигант мирового машиностроения потерял былую мощь, вместо тысяч пешеходов по району колесят тысячи автомобилей. Но по сей день местные жители со значительной улыбкой говорят: Уралмаш – район особенный. За внешней его суровостью хранится множество удивительных историй.
Вы знали, например, что на Площади 1-й Пятилетки выступали президент США Ричард Никсон и кубинский революционер Фидель Кастро? А на Уралмашзаводе работал будущий президент Тайваня?
Сергей Каменских, историк:
"При том, что у района Уралмаш такое фантастически многоплановое прошлое, большинство знакомо с ним по последним 15-20 постсоветским криминальным годам. Какие-то вещи люди знают – завод, к примеру, но ведь история района гораздо богаче! У Уралмаша есть свой код, своя формула, которая отличает его от других".
Планировка Уралмаша уникальна. От Площади 1-й Пятилетки расходятся 5 улиц, связывающих два мира – заводской и жилой. Идея проектировщиков была такой – заводчане будут быстро добираться по этим "лучам" до предприятия. Так и было. Представьте себе картину: ранее утро, из квартир выходят сразу несколько поколений одной семьи и направляются на завод. Ребятишкам по пути в школу приходилось протискиваться через этот людской поток каждый день
К слову, заводчане настолько привыкли ходить пешком, что, когда были запущены первые трамваи, они курсировали практически пустые. Смущала стоимость проезда (15 копеек) и низкая скорость движения (практически как пешеходная). И тогда управляющие завода распорядились продавать в трамвае пиво и волбу. Пассажиров резко прибавилось!
"А как иначе? Пиво – отменное, и к вобле претензий нет", – вспоминали ветераны.
На первом этаже здания завода сохранились репродукторы. Сегодня они молчат, а десятки лет назад каждое утро из них лилась бодрая музыка, призванная вдохновлять заводчан на рабочие подвиги. За 10 минут до "старта" темп мелодии убыстрялся. Согласно легенде, постоянно опаздывающим выдавали пропуска форматом А4 – чтобы не забывали о времени.
Уралмашзавод напоминает промышленный городок. За проходной – тротуары для пешеходов и широкие дороги для транспорта, движение которого в прежние годы регулировалось с помощью светофоров. На территории завода были обустроены зеленые зоны и даже спортивные площадки с посадочными местами для болельщиков. Дожили до современных времен и советские агитационные плакаты. Со стен глядят строгие мужчины и женщины, наставляющие заводчан на эффективный и полезный труд.
Площадь 1-й Пятилетки – знаковый объект. На месте, где сегодня стоит памятник Серго Орджоникидзе, в свое время был захоронен прах основателей Уралмашзавода Александра Банникова и Владимира Фидлера. На постаменте в центре площади выступали фигуры мирового масштаба: кубинский революционер Фидель Кастро, 37-й президент США Ричард Никсон. Особенно сильно Уралмашзавод впечатлил будущего премьер-министра Индии Индиру Ганди, приехавшую в Свердловск вместе с отцом, – она даже забралась в ковш огромного шагающего экскаватора.
Многие уралмашевцы по сей день хранят автографы, оставшиеся с тех времен. У других в "загашнике" – удивительные истории.
Главная площадь Уралмаша была местом не только официальным, но и романтичным. "Встретимся у Сережи", – так говорили влюбленные, назначавшие свидания у памятника Орджоникидзе. Каждый вечер в скверике за монументом, который ласково величали "маленьким Версалем", собирались десятки влюбленных свердловчан.
Сергей Каменских, историк:
"Бульвар Культуры - явление уникальное: на нем стоит сразу два центра культуры – старый, возведенный вместе с заводом, и новый. Сложно представить, но в 40-е годы по бульвару ходили поезда, а в 60-80-е – ездили машины"
Очень многие здания, в том числе старый дом культуры, построили пленные немцы. "Это были мальчишки с голубыми глазами, мы бегали и носили им хлеб. Они твердили одно – хлеба, хлеба", – вспоминает местная жительница и бывшая работница Уралмашзавода Маргарита Важенина.
Старый дом культуры был построен в 1935 году как фабрика-кухня немецким архитектором Белой Шефлером. Однако в качестве заведения общепита просуществовал всего 2 года. Столовая не прижилась, поскольку для большинства жителей Уралмаша – вчерашних крестьян питаться вне дома было непривычно.
Уже в 1937 году на верхушке здания появились буквы – ДК имени Сталина. Долгие годы он был культурным центром Уралмаша. Какие бы спектакли, артисты не приезжали в Свердловск, они обязательно оказывались на сцене дома культуры.
Маргарита Важенина, руководитель клуба "Модница", центр культуры "Орджоникидзевский":
"В советские годы ДК жил как муравейник: танцы, клуб, всевозможные кружки, ансамбли, слеты и конкурсы. Организовали кулинарную школу. Привезли электропечи, закупили кастрюли и чашки. Из ресторана "Большой Урал" приходил повар и рассказывал, как накрыть стол, как приготовить то или иное блюдо. И мы с удовольствием ходили. Особенно много девчонок было из общежития "Мадрид". Некоторых продуктов они вообще не знали, и повар рассказывал, что такое шпинат, салат, ревень. У нас были тетрадки, в которые мы все записывали, и в жизни это очень пригодилось. Когда был выпускной - позвали мужей. Им выдавалось свидетельство о том, что их жены прошли школу кулинаров и могут быть хорошими хозяйками и стряпухами. На корочках так и было написано – "для мужа".
Учиться было модно. На базе ДК работало 7 народных университетов, 36 факультетов. Был университет права, университет культуры… Обучение шло 2 года. "В университете права, к примеру, преподавал главный судья Уралмаша. В зале на втором этаже стояли сиденья, трибуны. Нам показывали тюрьму, допросы, рассказывали, как живут заключенные", – вспоминает собеседница.
Число слушателей достигало 5 тысяч. На заводе спрашивали – где учишься? Если нигде, могли и премии лишить. Особой популярностью пользовался факультет садоводства – без него садовых участков не давали.
Напротив старого ДК – комплекс зданий "Дворянское гнездо" 1938-39 годов постройки. Эти 7 домов предназначались для технической элиты завода. Квартиры были роскошными – из 4-5 комнат с отдельными помещениями для обслуживающего персонала. "Там начальство живет", – по сей день говорят жители Уралмаша. Во дворе "барских" домов стоит большой фонтан. Спустя годы он обветшал и зарос травой, однако монументальности тех времен, когда он был центром притяжения ребятишек со всей округи, не лишился.
В одном из домов жил Коля Елизаров, он же – Цзян Цзинго, сын китайского генералиссимуса. Направленный в СССР учиться, в конце голодного 1933-го года Цзин попал в Свердловск. На "заводе заводов" он быстро дорос до замначальника цеха, а затем и до главреда заводской многотиражки. Коля Елизаров женился на белокурой голубоглазой рабочей завода Фаине Вахревой. Вернувшись вместе с ней на родину, он стал видным общественным деятелем и с 1978 по 1988 год правил Китайской Республикой (Тайванем).
Целый пласт истории Уралмаша – это "самстрой": трехэтажные кирпичные дома на улице Кировградской. Их строили работники завода сами для себя – приходили после работы и брались за кирпичи. В те времена, когда приходилось ютиться в землянках и бараках, "самстроевская" квартира была настоящим счастьем. На каждом доме висела табличка с номером цеха – сразу видно, кто в нем живет.
Если приглядеться к стенам зданий – видно, что кирпичная кладка неровная, строили ведь непрофессиональные каменщики! Зато среди людей царил дух сотрудничества. Очевидцы тех лет вспоминают, что у жильцов возникал определенный менталитет, и было совершенно логично на вопрос "Ты кто?" отвечать: "Я – самстроевский". Отношения были очень близкие – такие спаянные дворовые коллективы.
Далеко не все сегодняшние жильцы "самстроя" знают, что дома строились заводчанами. Однако атмосфера небольшого сплоченного коллектива осталась. "У нас тут маленькая деревня", – говорят уралмашевцы и хвастаются высокими – в 3 метра потолками и крепкими стенами в квартирах.
1) В таких землянках в 1930-х годах жили первостроители Уралмаша
2) Дома на Кировградской (самстрой) строили сами заводчане
Крепкие, деятельные, живые – наверное, так можно сказать о жителях Уралмаша. Они гордятся своим районом, уверяют, что лучше его не сыскать, и посвящают ему стихи и песни.
Как ни крути – Уралмаш имеет свой стан!
Не зря мой любимый район считают городом,
Буду всегда гордиться, что отсюда родом я.
Это мой дом, и я его не забуду.
– поет местный музыкант МС Bandit, в чьем творчестве Уралмаш, пожалуй, самый любимый "персонаж".
Новости УРАЛМАШ-ЭЛЬМАШ.РФ в твоей ленте! Следите за нами в