6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Орджоникидзевскому - 83 года: появление Уралмашзавода

17 мая 2018 308

17 мая, в четверг, нашему любимому Орджоникидзевскому району исполняется 83 года. В канун праздника мы оглядываемся назад, вспоминаем, с чего начиналась наша славная история. Минувшим дням посвящена серия исторических заметок – во второй речь пойдет о том, как было принято решение возвести Уралмашзавод, положивший начало серьезному индустриальному рывку в регионе.

1 /

Ниже – текст научного сотрудника музея Уралмашзавода Сергея Агеева, вошедший в книгу к одному из юбилеев Орджоникидзевского района.

«С легкой руки классика пролетарской литературы Максима Горького за Уралмашем прочно закрепилось образное название – отец заводов и фабрик. Производя доменное, прокатное, агломерационное, кузнечнопрессовое оборудование, поставляя в разные уголки земли экскаваторы, дробилки, мельницы, машины непрерывного литья заготовок, буровые установки, он взрастил сотни предприятий в бывшем СССР и по всему миру.

В 1920-е годы в СССР была только одна мощная угольно-металлургическая база – на Украине, недостаточная даже для того, чтобы успешно противостоять одному только германскому Руру. В то же время на Урале дожидались своего часа горы первоклассной железной руды, а в Западной Сибири залегал великолепный уголь. И поэтому давно, еще с дореволюционного времени, витала в воздухе идея создания Урало-Кузнецкого комбината.

Два мощных металлургических предприятия (один в Западной Сибири, другой – на Южном Урале) плюс завод тяжелого машиностроения для обеспечения их всем необходимым. Без этого завода никак нельзя было обойтись: делать ставку на закупки оборудования за границей означало ставить все свои планы в зависимость от отношения к СССР зарубежных стран. А если война?

Три предприятия Урало-Кузнецкого комбината, как гигантские локомотивы, должны были потянуть за собой экономику двух огромных регионов, потому что для полного цикла производства машин (будь то танки или тракторы, пассажирские или боевые самолеты) требуются электродвигатели и моторы, подшипники, стальные канаты, приборы, резинотехнические изделия и еще многое другое. В том числе вагоны, чтобы перевозить уголь и руду; станки и инструменты для обработки деталей, сварочные электроды и т.д. А еще требовалось очень много электроэнергии, для выработки которой нужно было строить электростанции. А это котлы, турбины, электрогенераторы, высоковольтная аппаратура. Значит, следовало строить электромашиностроительные, турбинные, вагоностроительные, подшипниковые заводы, заводы резинотехнических изделий, приборостроительные и прочие.

Машиностроение не может обойтись без цветных металлов, прежде всего меди. Значит, следовало развивать и цветную металлургию. А чтобы весь этот гигантский комплекс заработал, нужно было подготовить десятки и даже сотни тысяч квалифицированных рабочих и инженеров. А для них – строить жилье, создавать сеть училищ, техникумов и вузов. Нельзя было обойтись без отраслевой и академической науки, без здравоохранения.

И всё это упиралось в тупик –колоссальных средств для скорой реализации проекта Урало-Кузбасса не было. Зато существовали более дешевые варианты быстрого промышленного роста: модернизация заводов Юга, Центра России и Ленинграда, где промышленные предприятия уже имели развитую инфраструктуру и была в достатке квалифицированная рабочая сила. Эти варианты настойчиво отстаивали лидеры партии Георгий Пятаков и Григорий Зиновьев. Первый лоббировал интересы заводов Донбасса, второй – Ленинградского промышленного района. Председатель Совета Народных Комиссаров Алексей Рыков тоже склонялся к этим вариантам.

Но уральцы и сибиряки были весьма настойчивы. Им было за что бороться: реализация проекта Урало-Кузнецкого комбината резко поднимала значимость Урала и Западной Сибири в экономике СССР, а значит и роль руководителей регионов в ЦК ВКП(б). Секретарь Уралобкома ВКП(б) Д.Е. Сулимов и председатель УОСНХ (Уральского областного совета народного хозяйства) Ф.И. Локацков в 1926 году поставили СТО (Совет Труда и Обороны) и ВСНХ СССР перед фактом: Уральский завод тяжелого машиностроения, который обеспечит своей продукцией будущие металлургические гиганты Урала и Сибири, уже строится по технической документации Уралпроектбюро неподалеку от Свердловска!

Летом 1926 года на строительной площадке вовсю вырубался лес, строилась железнодорожная ветка до станции Свердловск-1, хотя СТО еще не принял решение о возведении завода тяжелого машиностроения. Даже место, где он будет расположен, еще вызывало споры: то ли вблизи Свердловска его строить, то ли в Челябинске, то ли в Нижнем Тагиле.
Не внесло ясности и постановление СТО от 3 июля 1927 года, которое ограничилось принципиальным решением о необходимости строительства машиностроительного завода на Урале, отдав точное определение места его дислокации на суд экспертов. И только в сентябре 1927 года уральские власти вздохнули с облегчением: все их предложения были приняты Москвой. Мало того, секретная часть постановления СТО от 7 сентября предусматривала организацию выпуска на Уралмашзаводе артиллерии. А это уже машиностроение более высокого уровня, нежели то, о котором мечтали уральцы.

Уралмашинострой по-настоящему начался с цеха металлоконструкций, теперь это цех 101. 15 июля 1928 года в 8 часов утра на станции Свердловск, на площади у вокзала, собралась огромная толпа народа, который был доставлен на стройплощадку специальным поездом, украшенным кумачовыми транспарантами и зелеными ветками. На митинге под звуки оркестра в северо-восточный угол котлована под первый камень заложили медную доску со словами: «15 июля 1928 года, в день освобождения Урала от Колчака, заложен Уральский машиностроительный завод». Строительство возглавил Александр Петрович Банников.» 

Купоны. Акции. Скидки. Афиша.  

1 /

Разместить рекламу на уралмаш-эльмаш.рф 

Источник 

«Билетов было не достать — покупали за три дня»: киномеханик с Уралмаша рассказывает историю «Темпа» Постановление о создании района и присоединение Эльмаша