Во второй половине 1930-х годов, с завершением культурной революции, происходит «уравнивание» культурного поля. Вместо культурной революции появляется культурная политика, единая для всех. История развития культурных учреждений Уралмаша наглядно иллюстрирует эти изменения.
Строительство района Уралмаш началось во время первой пятилетки в 1928 году. Рядом с заводом началось возведение соцгорода — строители сразу прокладывали широкие проспекты и улицы. Однако первые дома Уралмаша были деревянными каркасными бараками. В одном из таких домов расположилось само управление Уралмашстроем. В других — были квартиры для строителей и первые инфраструктурные объекты.
На строительство Уралмаша ехали самые разные люди со всей страны, им нужно было общее культурное поле. Для проведения идеологически верного досуга, а также для обучения в бараках и первых жилых домах стали создаваться красные уголки. Для них выделялась отдельная комната, а чаще, в прямом смысле, угол в общей комнате барака, там могли проходить собрания жильцов, занятия, беседы, там же устраивалось место для чтения, общая библиотека.
В течение первой пятилетки в соцгороде появлялись первые объекты инфраструктуры: медпункты, детские сады и школы. В 1929 году открылся первый клуб, — рабочих Уралмаша имени Сталина, — оборудованный кинозалом, комнатой для занятий и небольшой библиотекой. Появляются первые кружки, связанные с театром, музыкой и пением. В клубе выступали как местные артисты, так и из столиц.
С началом войны в старом здании клуба разместился цех по изготовлению боевых гранат, а потом и снарядов для «Катюш». После окончания войны, предположительно в 1947 году, клуб был снесен. На его месте построили жилые дома.
В 1931 году в соцгороде появился цирк, который затем просуществовал до 1936 года. Деревянное здание цирка располагалось в квартале улиц Индустрии — Калинина — Орджоникидзе. Цирк работал только летом, отопления в нем не было. Кроме цирковых представлений здесь проводились массовые совещания Уралмашстроя.
На строительство УЗТМ приезжало много выходцев из Средней Азии, в частности, из Узбекстана. Именно поэтому в послевоенные годы на Уралмаше для них были созданы условия близкие к тем, как у них на родине: приобретены пиалы, сделаны небольшие возвышения над полом, на которых они сидели с ногами калачиком, пили черный чай с изюмом и урюком.
В 1932 год в соцгороде закончилось строительство кионтеатра «Темп». Изначально здание должно было быть двухэтажным, но строительство его шло зимой, измененная технология кладки стен не позволила возвести второй этаж. Однако в итоге кинотеатр был оборудован очень хорошо — зал имел хорошую акустику, была оборудована система приточно-вытяжная вентиляция.
Здесь проходили показы художественных и документальных картин, устраивались кинолекции, концерты. Знаменитые выступления джаз-оркестра перед каждым сеансом — традиция, которая была заведена в кинотеатре с момента его открытия. Когда появились крупноформатные ленты, «Темп» также был переоборудован первым в городе. Только в 50-е годы в соцгороде построили еще один кинотеатр — «Знамя» — встроенный в жилой дом кинозал. До постройки киноконцертного комплекса «Космос» в 1967 году «Темп» по праву считался лучшим в кинотеатром в городе. А в начале девяностых «Темп» закрылся.
Еще одним интересным феноменом соцгорода является летний сад. Он был заложен еще в первоначальном проекте Уралмаша и начал свою работу, судя по всему, уже в середине 30-х годов, став летней площадкой дома культуры. Интересно что сосны, растущие в треугольнике парка старше самого района. Этот кусочек леса — единственный уцелевший от тотальной вырубки островок на гигантской стройке УЗТМ. Весь соцгород засаживался лиственными деревьями уже после строительства домов.
«От вырубки сохранили лесной массив, ограниченный улицами Машиностроителей, Кировоградской и Красных Борцов. Эту территорию по периметру оградили забором с расчетом организовать здесь парк, зону отдыха. Субботниками с участием населения произвели тщательную уборку территории от мусора, сухостоя, пеньков, разбили аллеи, поставили скамейки, сделали площадку для выступлений и для массовых танцев, амфитеатром соорудили сиденья. Получился довольно уютный летний сад», — из воспоминаний инженера Анфимова.
В 1931 году появилась идея создания современной, механизированной фабрики-кухни большого масштаба. Но через несколько лет такая большая фабрика-кухня оказалась не нужна. Для работников были организованы столовые прямо в цехах. Часть помещений были переданы для клубной деятельности дому инженерно-технических работников (ДИТР), а горячий цех переоборудовали в зрительный зал на 800 мест.
Отдельный интерес представляет собой клуб жен работников ИТР. Они занимались в основном домохозяйством, не работали, однако самые социально активные и сознательные из них объединились в клуб. Они проверяли качество еды в столовой и условия содержания детей в садике, «легализуя» свое положение хранительниц уюта и домашнего очага и распространяя его на весь соцгород.
Еще одной привилегированной категорией рабочих на Уралмаше были иностранные специалисты (в основном немцы и австрийцы). Они жили в комфортабельных городках Свердловска или в «Дворянском гнезде» на Уралмаше. И им было необходимо свое место для общения. Для них в помещении клуба-столовой был создан клуб иностранных рабочих.