6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Уралмаш уникален?

29 мая 2019 716

В Доме Маклецкого прошла лекция Константина Бугрова, посвященная рабочим посёлкам, в число которых входит Уралмаш.

22 мая в Доме Маклецкого состоялась встреча лектория Музея истории Екатеринбурга “Ученые головы”. В этот раз лектором стал Константин Бугров - доктор исторических наук, ведущий сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, профессор Уральского федерального университета.

Лекция называлась “Уралмаш, Карбония, Гэри и другие. Насколько уникален уралмашевский соцгород среди рабочих поселков XX века?” Именно на этот вопрос и предстояло ответить в ходе встречи. Константин Бугров рассказал о понятии company town, подробнее остановился на таких рабочих поселениях, как г. Гэри (Индиана, США), г. Карбония (Италия) и Уралмаш. Затем участники лектория узнали, как создавались такие города при заводах, в чем особенность каждого из них, а также какова их судьба.

Рабочий поселок перестал быть актуальным типом поселения несмотря на то, что мы можем видеть его большое наследие. Константин Бугров сравнивает его с феодальными поселениями: рыцарские замки есть и сейчас, но уже нет такой формы социальных отношений. Примеров рабочих поселков немало. Чтобы понять специфику соцгорода, лектор обратился к зарубежным рабочим поселениям.

Одним из таких стал company town Гэри американской сталелитейной компании U.S. Stell, который был построен в 1906 г. недалеко от г. Чикаго.

Каждый рабочий поселок сталкивался с проблемой жилья. В Гэри с помощью частных компаний для рабочих были построены одно- и двухэтажные коттеджи, трудовые мигранты жили в домах на 4 семьи в отдельном районе. Несмотря на то, что каждый житель мог самостоятельно выкупить участок земли и построить дом, это было практически невозможно, так как освоить территорию нужно было в течение года.

Бродвей - главная улица города - ведет к проходным завода. На ней же расположены важные объекты инфраструктуры: магазины, рестораны, кинотеатр и концертный зал, а также деловой центр. Константин Бугров отметил, что вне центра города в жилых кварталах были лишь школы, которыми занимались благотворительные организации, и церкви.

Еще одной особенностью г. Гэри была малоэтажность. Количество этажей даже к 1930-м гг. не превышало трех. Это связано с невысокой и равномерной стоимостью земли.

Следующим городом, на который обратил внимание слушателей Константин Бугров, стала итальянская Карбония. Этот город был построен в 1938 г. в рамках программы создания 12 рабочих городов Citta di Fondazione, разработанной фашистской Италией. Несмотря на то, что архитектурный облик Карбонии отличается от г. Гэри, тип города не

изменился. Рабочему городу как и раньше свойственны четкое зонирование, типовое жилье и малоэтажность, а также направленность на градообразующую шахту.

Главным отличием Карбонии от Гэри было то, что застройку города вело государство, а не частные компании, как это было в случае с американским company town.

После спикер лектория Константин Бугров обратился к советским примерам рабочих поселков. Уралмаш не является самым крупным. Самые большие соцгорода появились в Новокузнецке, Харькове, Запорожье и Волгограде. Но рабочий поселок Уралмашзавода не стал от этого менее значимым.

Советский соцгород имел с company town схожие черты. Несмотря на то, что территория Уралмаша значительно меньше площади городов Гэри и Карбония, соцгород оставался малоэтажным (4-5 этажей), хотя плотность населения была высокой. Эта тенденция продолжается в микрорайоне Уралмаш и сейчас, где высоких многоэтажных новых жилых кварталов до сих пор нет.

Примером как сходств с зарубежными рабочими поселками, так и особенностей самого советского соцгорода, является площадь 1-ой Пятилетки и бульвар Культуры. Сама площадь и прилегающее к бульвару Культуры Дворянское гнездо - яркие объекты свободной планировки. В советских соцгородах появились огромные свободные пространства, что является следствием нулевой стоимости земли.

Фабрика-кухня, здании которой сейчас расположена наша Академии, есть пример четкого разделения общественных и жилых зон. Так в домах не было кухонь и ванн, рабочие должны были питаться на фабрике-кухне, а мыться в общественной бане.

Самой главной отличительной особенностью соцгорода является доминирование завода над жизнью города. Рабочий завода был включен в жизнь предприятия и после смены проводил свое свободное время с коллегами в местах отдыха, которые тоже были созданы при заводе.

В финале лекции Константин Бугров ответил на вопрос об уникальности Уралмаша. “Безусловно, он уникален. В сравнении с итальянским и американским company town соцгород Советского Союза уникален именно в этой комбинации, благодаря стараниям Петра Оранского и очень сильной "социалистической публичной сфере" от Л. Л. Авербаха до пропагандистских времен войны, которая позволила все элементы соцгорода считать культовыми”, - так закончил Константин Бугров встречу лектория “Ученые головы”.

1 /

Источник 

http://green-t.ru 

"Билеты на наши показы мод доставали по блату": первые дефиле в Свердловске устраивала инженер с Уралмаша Часы вице-президента США под прессом Уралмаша. На Урале вспоминают визит Никсона 1959 года