Екатеринбургскому трамваю исполняется 90 лет.
В каком году трамваи доехали до Уралмаша?
Где потерялось еще одно трамвайное кольцо?
Правда ли, что новая трамвайная линия пойдет по территории УЗТМ?
Сейчас все расскажем!
7 ноября 1929 года в двенадцатую годовщину Великой октябрьской социалистической революции была запущена первая трамвайная линия от железнодорожного вокзала до Цыганской площади (территория нынешнего Южного трамвайного депо).
До Уралмаша трамвайные пути дотянулись два года спустя.
7 ноября (да, тогда все открывалось в революционные даты) открыто движение трамвая №5 по маршруту "Вокзал - Уралмашинострой". Удивительно, что "Пятерка" до сих пор ходит по этим же путям, правда сейчас маршрут в 2,5 раза длиннее - до "Ботанической" (с 2012 года).
Найдете на этом фото трамвайное кольцо?
На переднем плане - Центральная заводская лаборатория, за ней Фабрично-заводское училище (ныне - Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина). Между ними - трамвайное кольцо "Уралмашинострой". Именно так назывался наш завод в 20-30-е годы во время строительства. Сейчас эта конечная называется "Площадь Первой Пятилетки".
Пассажиров заманивали пивом.
Проезд в те годы от Вокзала до Уралмашиностроя стоил 15 копеек. По воспоминаниям старожилов, это было не очень дорого. Но жители не торопились пользоваться новым видом транспорта, пешком добирались быстрее, потому что трамваи ходили по одному пути и долго стояли на разъездах. Тогда директор Александр Банников, распорядился продавать в трамваях пиво и воблу. Рабочие полюбили пользоваться трамваем.
Почти что метро.
Ускорить движение трамваев удалось со строительством второй колеи. В 1932 году трамваи стали ездить туда и обратно по разным путям (как мы теперь и привыкли). Тогда же появились названия остановок "Первый километр", "Второй километр" (ныне "Техучилище"), "Третий километр" (теперь "Педуниверситет") и "Пышминский тракт" (позже - "Заря", сейчас - "Метро Уралмаш").
Вид на улицу Машиностроителей. На заднем плане идёт трамвай от Зари в сторону Кузнецова. Вместо леса слева сейчас дома с магазинами ул.Кузнецова, 2.
Маршрут №10 ранее соединял Уралмаш и Эльмаш.
В 1948 году рабочие турбомоторного завода обратились к Свердловчанам с просьбой помочь построить пути на Эльмаш. Рельсы прокладывали методом народной стройки. 7 ноября (да!) 1948 года открылось движение на Эльмаш.
Высадка пассажиров на конечной "Площадь Первой Пятилетки".
В 1960-е годы трамваи ходили через площадь Уралмаша насквозь.
С 1931 года строительство трамвайных путей на Уралмаше не велось. В 1963 году трамвайные пути наконец-то продлили через площадь. Впервые за 32 года появился новый маршрут №19, который следовал по улицам Машиностроителей, Донбасская, Бакинских комиссаров, Победы.
Трамвай на Машиностроителей.
Правда ли, что на Уралмаше была еще одна конечная?
В 1963 году построено разворотное кольцо на улице Победы между Ломоносова и Бакинских комиссаров, где сейчас находится Уралмашевский рынок. Трамваи до него доезжали со стороны линии Машиностроителей-Донбасская-Бакинских комиссаров.
Трамвай №19. Улица Машиностроителей. На заднем фоне - магазин "Рябинушка" (Машиностроителей, 35).
Уралмаш взят в кольцо. Ну, почти.
В 1964 году трамвайные пути проложили по улицам Победы и Кузнецова. Теперь трамваи из города шли по улицам Победы, Бакинских комиссаров, Донбасская и поворачивали на Машиностроителей. Появилась конечная "Машиностроителей". Сквозное движение через площадь закрыли, трамвайные пути разобрали. Теперь, спустя 55 лет вновь обсуждается возможность соединения конечных "Площадь Первой Пятилетки" и "Машиностроителей".
Трамвай №8 на остановке Кузнецова.
224 трамвай. И все.
В 1972 году Уралмаш связали с Сортировкой трамвайными путями по улице Бебеля. Появился еще один выезд в город. Уралмашевцы, работавшие на станции Свердловск-Сортировочный, получили возможность ездить на работу быстрее. Долгое время 24 трамвай был второстепенным, малонаселенным, ходили одновагонки. Все изменилось в 1994 году с открытием рынка "Таганский ряд". Тогда "24" стали ходить битком. На маршрут поставили двухвагонные составы. Сперва по выходным, а потом и постоянно.
Пуск трамвайной линии по маршруту №24 «УЗТМ–7 ключей». 1972 г.
С 1972 года конфигурация трамвайных путей на Уралмаше не претерпела изменений до настоящего времени, но совершенствовались маршруты.
В 1983 году продлен маршрут №8 до новой конечной "40 лет ВЛКСМ", в с 2012 года "Пятерка" дотянулась до Ботаники.
В конце 90-х появился маршрут №23, связавший конченые Машиностроителей и 40 лет ВЛКСМ через железнодорожный вокзал.
За эти годы потерялся маршрут №12 "УЗТМ - ВИЗ" и появился 17 маршрут "Машиностроителей" - "Эльмаш".
Самый свежий трамвай - это "5а", который ходит по особому расписанию от "Площади Первой Пятилетки" до "Шарташа".
В 90-е в салоны трамваев вернулись кондукторы. С 1960 года пассажиры покупали билеты у водителей и на конечных, пробивали сами компостером. С 2010 года появилась "ЕКарта" - электронный кошелек.
АА каковы перспективы трамвая на Уралмаше?
Как вы уже знаете, скоро новая трамвайная линия соединит "Фрезеровщиков" и Верхнюю Пышму.
В ближайших планах администрации города соединить конечных станции "Машиностроителей" и "Площадь Первой Пятилетки" путями через площадь Уралмаша.
Трамвайная линия может появится по улице Бакинских комиссаров от Победы до Шефской, где соединится со строящейся "пышминской" линией около ТРЦ "Веер".
Еще одна линия пройдет сквозь нынешнюю территорию Уралмашзавода. На трамвае можно будет проехать от конечной на площади Первой пятилетки до Артинской. На которой тоже будут ходить трамваи от Космонавтов через Готвальда до Халтурина.
В подготовке материала использована информация с сайта трамвайно-троллейбусного управления, с сайта 1723.ру, из сообщества "Улицы Уралмаша", из книги С. Агеева, Ю. Бриля, "Неизвестный Уралмаш", Екатеринбург-2003. #новоэкскаваторный #орджорулит #уралмаш #орджо #уралмашэльмаш #орджоникидзевскийрайон #частныйсекторуралмаша #белаябашня
Если Вам понравилась статья, поделитесь ей. Автору будет приятно.