НА ВСЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАМ ОТВЕТИТ ДЕПУТАТ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ИГОРЬ ВАЛЕРЬЕВИЧ ВОЛОДИН
Реформа местного самоуправления идет по стране семимильными шагами. На сегодняшний день она уже добралась до столицы Урала. Однако Екатеринбург встретил реформу неоднозначно, а город буквальным образом разделился на тех, кто «за» и тех, кто «против» любых изменений в системе МСУ.
С чем связана такая реакция, догадаться не сложно: перемен не хотят, прежде всего, чиновники и сотрудники районных администраций. Из их уст рождаются мифы о «расчленении» города и смене паспортов, которые затуманивают головы простых горожан. Между тем разобраться в реформе местного самоуправления должен каждый неравнодушный житель Екатеринбурга.
КОРР.: Расскажите, пожалуйста, о своем видении проходящей в стране реформы местного самоуправления?
Главная цель реформы заключается в том, чтобы максимально приблизить муниципальные власти к жителям и их проблемам.
Во-первых, будет создана общественная палата из числа наиболее осведомленных, активных жителей, которые будут лоббировать тот или иной интерес на уровне района. Это связано не только с содержанием зданий, мы говорим о проблемах в сфере ЖКХ, о чистоте и благополучии каждого двора.
Во-вторых, будут введены дополнительные полномочия, благодаря которым финансы смогут аккумулироваться в районах с возможностью ими распоряжаться. Таким образом, реформа позволит вернуть идею межмуниципального горизонтального сотрудничества.
В-третьих, увеличится штат депутатов. Сейчас в нашем городе депутаты Екатеринбургской городской думы работают на безвозмездной основе, но на каждом округе числится более 60 000 избирателей. В результате проведенной реформы количество депутатов, работающих на безвозмездной основе, увеличится, но на каждом округе будет не больше 10 000 человек. Они не то, что каждый двор смогут обойти, а узнать проблемы каждой семьи.
На сегодняшний день у нас идет сплошная переписка с администрацией города, многие вопросы решаем месяцами. Такая отстраненность жителей от органов власти служит основанием допустить эту реформу. Когда проблемы будут решаться напрямую, на уровне района, то не будет никаких проволочек. Таким образом, реформа даст районам экономическую самостоятельность, а горожанам возможность принимать активное участие в общественной жизни.
Миф № 1 –
город «расчленят»
на муниципалитеты,
а между районами
появятся шлагбаумы
КОРР.: С какими трудностями сталкивается реформа в нашем городе?
Основная трудность – администрация города против перемен. Многие чиновники больше 20 лет у власти и никто не хочет расставаться со своими креслами. Поэтому они говорят, что реформа не нужна, пытаются запутать горожан. По своей инициативе мы провели в городе народные слушания, на всех присутствовали представители районных администраций, и каждый раз они пытались сорвать мероприятие. Конечно, чиновники не согласны, чтобы реформа проводилась, и пытались всячески противостоять процессу. Например, 19 декабря прошлого года в Екатеринбурге в ККЦ «Космос» прошли публичные слушания по обсуждению реформы. С какой же формулировкой выступили представители городской администрации? Изначально нам преподнесли реформу как «расчленение» Екатеринбурга на муниципалитеты, заговорили об установке шлагбаумов и смене паспортов. Такие дикие небылицы были преднамеренной манипуляцией общественным мнением.
Для чего это нужно? – спросите вы. Все дело в том, что многие представители властных структур в Екатеринбурге сидят в своих креслах десятки лет, при этом они ревностно следят, чтобы никто не потревожил их покой, ведь с новыми перспективными людьми придут свежие идеи, значит, придется «подвинуться». Чиновнику ведь удобнее работать, когда его меньше беспокоят, меньше задают вопросов.
Миф № 2 –
сегодня мощный
городской бюджет может легко решать стратегические вопросы развития города. Если его «поделить» на 7 частей, то эти вопросы решаться не будут.
КОРР.: Игорь Валерьевич, как повлияет новая система МСУ на экономическую ситуацию?
На самом деле, и в советское время, и в постсоветское время консолидированный бюджет города делился на 8 частей – это районные сметы и собственно городской бюджет. И никто даже не предполагает в ходе реформы отнимать вопросы стратегического значения у городской Думы и Администрации города. На сегодняшний день в районах даже нет квалифицированных специалистов, которые смогут заниматься формированием собственных бюджетов. Поэтому, сразу после реализации реформы не получится скомплектовать квалифицированный финансово-бюджетный отдел. Нужно двигаться поэтапно. На сегодняшний день бюджета района нет, есть только смета, которая утверждается городской думой. Но распределение средств, после реформы МСУ, смогут начать депутаты вновь избранных районных советов. А постепенно, привыкнув заниматься данными вопросами, можно скомплектовать финансово-бюджетные отделы. Таким образом, если идти поэтапно, мы сможем научить районные власти правильно работать с бюджетами.
Новый формат позволит властным структурам стать более гибкими, а город получит новые возможности по софинансированию больших проектов вроде транспортных развязок или медицинских центров, необходимых всем жителям. Районы же смогут сосредоточиться на «малых» делах, волнующих жителей в границах проживания. Каждый уровень самоуправления начнет работать на решение вопросов разного масштаба, не принося локальные «малые» дела в жертву общегородским проектам, как часто случается в нынешней ситуации.
Что мы наблюдаем сейчас? Те же киоски у нас не регистрируются. Просто поставил предприниматель и получает деньги. Такая же ситуация со стоянками, парковками. Предпринимателю без разницы кому платить за место – в район или в город. Только по киоскам мы в свое время делали подсчет – порядка 1,5-2 миллиардов. Если все это узаконить: стоянки, парковки, киоски, то и бюджет увеличится.
МИФ № 3 –
НИ В ОДНОМ ГОРОДЕ РОССИИ РЕФОРМА УСПЕШНО
НЕ РЕАЛИЗОВАНА
КОРР.: Возьмем, к примеру, наших соседей – челябинцев, там реформа уже состоялась без особых разногласий. Почему бы нам не перенять их опыт?
Мы тщательно изучили имеющиеся объективные документы, касающиеся майских указов Президента РФ, познакомились с ходом реформы в Челябинске и пришли к выводу, что Екатеринбург нуждается в реформе. Челябинцы готовы поделиться с нами опытом проведения реформы, предоставить документы, законодательные акты. Но в нашем регионе реформа встречает сильное сопротивление, по сравнению с соседями. Там все проходит гораздо спокойнее.
В Челябинске с осени прошлого года успешно справляются с новой системой и отступать от нее не собираются. Даже проезд на общественном транспорте там стоит всего 15 рублей. И еще хорошая инициатива в том, что они сделали на каждом доме табличку с фамилией депутата, который курирует этот дом. Когда возникают проблемы, жители просто звонят ему. Таким образом, решение даже минимальных проблем (где-то снег не убрали, мусор не вывезли) исполняется молниеносно. Если избранные депутаты не работают на своих округах, появляется реальная возможность их снять. Как и главу района, если он не работает на должном уровне.
Миф № 4 –
сегодня в городе
35 депутатов, с ними можно найти общий язык, если их будет в 5 раз больше, то невозможно будет решить ни один вопрос.
По мнению противников реформы, с 35-ю депутатами можно договариваться и находить общий язык, если их будет в 5-6 раз больше, то невозможно будет решить ни один вопрос. Это очередное лукавство! Вспоминая опыт прошлого, тяжелейшие 90-е годы, хочется отметить, что мы справились, пережили этот период без особых потрясений. Спросите: почему? Потому что 600-700 человек по всему городу были вовлечены в решение вопросов реальной власти. Они принимали непосредственное участие в жизни каждого района и люди чувствовали, что их слушают и слышат.
Сейчас чиновники «прозаседавшиеся» ничего не хотят слушать, ничего не хотят менять. У нас вообще много должностей, которые существуют «просто так». Поэтому так важно добиться реформы местного самоуправления. Даже если сравнивать бюджет 2005 года в 10 миллиардов, город был практически таким же. Сейчас бюджет вырос в три раза, составляет 32 миллиарда, но ничего не изменилось. Встает вопрос о деятельности нашей администрации. Во всех городах-миллионниках урны, скамейки, бесплатные общественные туалеты, теплые остановки, я уже не говорю про дороги. А что у нас? В среднем мы меняем 30% дорог ежегодно, методом «латания дыр», но есть предприниматели из Германии, готовые полностью поменять дороги в нашем городе по себестоимости ниже на 30% с гарантией на 11 лет. Почему мы с ним не сотрудничаем? Значит кому-то очень выгодно «латать» дороги, ставить заплатки.
Миф № 5 –
жители не хотят
верить
в реформу МСУ
КОРР.: Игорь Валерьевич, вы являетесь организатором встреч с жителями Екатеринбурга. Как они реагируют на реформу МСУ?
За три месяца мы провели ряд встреч с жителями 5 районов Екатеринбурга, большинство из них поддерживают необходимость введения новой системы.
12 июля под куполом ДИВСа состоялся первый городской форум в поддержку реформы МСУ. На нем собралось более двух тысяч активных и инициативных жителей Екатеринбурга разных возрастов и социальных групп – все они пришли поддержать реформу, осуществление которой во многом зависит от инициативы самих горожан.
Люди, уставшие от плохих дорог, неудовлетворительной работы чиновников и коммунальных служб уверенно заявили свою позицию: «Мы – за реформу местного самоуправления!». Ведь сейчас минимальный процент населения верит власти. Здесь мы поднимает патриотизм у людей, они видят, что власти повернулись к ним лицом, стали с ними советоваться. Я считаю, что это огромный плюс для сплочения нашего населения. Уверен, что после проведения реформы многие жители будут гордиться, что проживают в Екатеринбурге.
Беседовала: Ангелина СИНИЦИНА
Фото: Иван ЕВСТРАТОВ