В минувшие выходные на заброшенном здании школы на Уралмаше появились два пионера с черепами вместо лиц. Работу 13 июля нарисовал бишкекский художник Chervi, приехавший на партизанский фестиваль «Карт-бланш». Арт-объект существовал в первозданном виде всего сутки. Позже неизвестные стерли «лица» учеников, оставив только бантики, пионерские галстуки и фуражку. Корреспондент выяснил, кто это сделал, и рассказывает, как в Екатеринбурге хотят «причинять добро» с помощью граффити.
«Провокация», «информационная атака», «грязь»
Работы фестиваля «Карт-бланш», который во второй раз проходит в Екатеринбурге, появляются на самых неожиданных поверхностях города. Они не согласованы с властями, и поэтому могут быть вполне законно стерты. Некоторые из них уничтожаются через короткое время, другие радуют горожан еще несколько лет. Работа Евгения Макшакова, известного под псевдонимом Chervi, — случай особый. На нее буквально сразу же обратили внимание городские активисты. И началось. Пионеров с черепами вместо лиц в соцсетях назвали «новой информационной атакой», «очередной провокацией» и «грязью».
«За один день возник резко негативный рисунок от „вольных художников“. Случайно ли на нём изображена школьница с букварём в таком мерзком виде? Конечно, нет! Это очередная провокация, участники которой по наитию или осознанно привязывают образ ученицы к мерзкому чёрному образу смерти! Кто живёт в Екатеринбурге? Предлагаю совместно удалить эту грязь», — призвал подписчик паблика «Научи хорошему 2.0» в «ВКонтакте» по имени Василий.
Активисты не стали вести долгих дискуссий, а сразу перешли от слов к делу. Уже в воскресенье, 14 июля, черепа были закрашены белой краской. Надо отдать «невольным художникам» должное, сделано это было достаточно аккуратно.
«Ура, товарищи!»
Сам Chervi отнесся к преображению своей работы с юмором. Он опубликовал в соцсетях фото до и после, сопроводив снимки кратким резюме: «Ура, товарищи!!! Спасибо всем, кто это сделал. Вот так стало гораздо лучше».
В группе партизанского фестиваля «Карт-бланш» во «Вконтакте» по этому поводу даже устроили опрос о том, какие пионеры нравятся горожанам больше — старые или новые. Как ни странно, екатеринбуржцы видят в видоизмененном арт-объекте множество новых смыслов, и за изменения на момент написания материала проголосовали около 56 процентов любителей современного искусства. Почти 12 процентам изменения, произошедшие с работой Chervi, не по душе. Оставшиеся 32 процента выступают резко против «модернизации».
«Исходная работа хороша, но в этом тоже что-то есть»; «то, чем замазали, облупится, и выступит внутренняя суть, что очень метафорично», «советское образование мертво, современное шаблонно и обезличено». Так оценили изменения горожане.
Кто эти активисты?
Оказалось, что работа Chervi не угодила поборникам «нравственности». Создатели паблика и сайта с жизнеутверждающим названием «Научи хорошему», где появился призыв уничтожить «деструктивный образ», считают стрит-арт «инструментом культурной экспансии».
«Это маргинальная культура, которой хотят заместить нашу великую, самобытную, многовековую культурную сущность. Речь не идет о сосуществовании, речь идет о замещении, причем быстром, вытеснении того, что на протяжении многих веков было для нас сверхценностью. Зачем нам классическая живопись, музыка, литература? С нас хватит рэпа, стрит-арта и „современного театра“ с голыми мужиками», — сказано на сайте проекта.
За пять лет своего существования организаторы проекта успели многое. Они учили своих последователей «осознанно воспринимать информацию» на онлайн-марафонах, судились с шоу Comedy Woman из-за шутки про генерала Карбышева, жаловались на Элджея, «Игру престолов» и фильмы ужасов и даже разработали методичку, как «отменить концерт аморальной группы в вашем городе».
«Прежде всего, мы исходим из позиции, что нравственность общества, как и отдельно взятого человека можно изменять как в худшую, так и в лучшую сторону, оказывая соответствующее информационное воздействие», — честно сообщают о своей цели создатели сообщества.
Искусство должно быть «правильным»
Почему было решено закрасить именно работу райтера Chervi? Вернемся к екатеринбургскому общественнику Василию, который ратовал за уничтожение «деструктивного образа». Активист прямо пишет, в чем не прав художник. Во-первых, у арт-объекта нет «высокой нравственной цели». Во-вторых, граффити пропагандировало среди школьников курение. Дело в том, что мальчик-пионер «потягивал» сигаретку, растлевая тем самым проходящее мимо заброшки подрастающее поколение. В-третьих, образ женщины Chervi тоже извратил, представив «ужасный образ смерти» в форме советской школьницы. Поэтому горожане скинулись на краску и «страшное» граффити замазали, придав ему попутно больше смыслов и глубины.
Активисты уже составили свои рекомендации на счет правильных граффити, для этого существует одноименное сообщество. Уличные работы, по их мнению, являются инструментом агитации «за все светлое, чистое и прекрасное, чего нам сегодня так не хватает». Образы должны быть «вдохновляющими» и «правильными».
Художники должны интересоваться семейными ценностями (имеется в виду традиционная семья с детьми), трезвостью, здоровым образом жизни, нравственностью, любовью к Родине. Эти же темы активисты предлагают обыгрывать художникам в творчестве. Особо подчеркивается, что целевая аудитория, на которую ориентируется стрит-арт, — это дети и подростки. Поэтому уличные работы должны, по классике, «сеять разумное, доброе и вечное».
А теперь — завершающий штрих на холсте. За создание правильных граффити создатели проекта «Научи хорошему» готовы платить. Правда, оплачивается только стоимость краски. В заявке художнику необходимо указать ссылку на свой профиль в соцсетях, примеры работ и приложить к этому карту локации и набросок граффити. При этом любые организационные вопросы, будь то выбор площадки или согласования рисунка с местными властями, должен взять на себя сам художник, сказано в посте сообщества.
Справедливости ради надо сказать, что большинство граффити, приведенных в качестве «правильных» примеров — красивые и действительно добрые. Их герои — русские богатыри, персонажи советских мультиков или «великие деятели». А должно ли искусство «причинять добро», каждый решает для себя сам.