7 сентября 1946 года на заводской площади была установлена на пьедестал последняя самоходка, выпущенная Уралмашзаводом в годы войны. Тогда страна впервые готовилась отметить День танкиста.
Во время Великой Отечественной войны Уралмашзавод начал выпускать военную продукцию. За два с половиной года войны завод выпустил 5 тысяч 551 боевую машину: 4 тысячи 845 самоходных артиллерийских установок на базе танка Т-34 и 706 танков Т-34-76. Эффективность самоходок Т-34 была очень высокой, они удачно сочетали в себе маневренность и мощные артиллерийские орудия. Кроме Уралмашзавода в стране больше никто не выпускал самоходки на базе средних танков Т-34.
Ранее оборонная промышленность изготавливала только единичные опытные образцы, и с уралмашевской штурмовой САУ СУ-122 началась история отечественной самоходной артиллерии. СУ-122 отлично разрушали укрепления противников с фронта, чем расчищали дорогу танкам. Первая партия этих машин отправилась на Ленинградский фронт, там они прорывали блокаду города. Именно с их помощью были захвачены первые "тигры", которые только лишь начинали выпускаться в Германии. Скорость снарядов была невысокая, но за счёт своего веса в почти 22 килограмма, они легко контузили экипажи "тигров".
В знаменитой битве на Курской дуге участвовали "тигры", "пантеры", "фердинанды" и по мощи орудий им могли противостоять лишь уралмашевские СУ-122 и СУ-152, которые прозвали "зверобоями".
Производство штурмовых самоходных гаубиц было свернуто в августе 1943 года. Тогда Уралмашзавод стал выпускать только так называемые истребители танков: сначала самоходные артиллерийские установки СУ-85, а затем - СУ-100, оснащенные более мощными орудиями.
Проект СУ-100 был разработан в очень сжатые сроки ОКБ-9 во главе с Федором Петровым. За проектом машины отвечала специальная конструкторская группа, во главе которой был Лев Горлицкий.
Государственной комиссией были проведены испытания, после которых установили, что СУ-100 поражает танки "тигр" и "пантера" с дистанции 1 тысяча 500 метров, независимо от места попадания. Самоходка СУ-100 была принята на вооружение постановлением ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года. Уже в сентябре Уралмашзавод начал её серийный выпуск и продолжал выпускать до мая 1945 года. За это время успели выпустить 1 тысяча 560 таких машин.
70 лет назад, в сентябре 1946 года своим ходом последняя уралмашевская СУ-100 взошла на постамент на центральной заводской площадке.