Власти Орджоникидзевского района намерены сделать Уралмаш и Эльмаш точкой притяжения туристов не только страны, но и всего мира. Эта задача будет отражена в стратегии социально-экономического развития района, а предложения по ее решению выдвигают специалисты Музея истории Екатеринбурга. Его руководство также считает, что аналогичная стратегия должна сработать в масштабах мегаполиса. Подробности – в блиц-интервью директора музея Сергея Каменского.
- Сергей Юрьевич, вы действительно считаете, что иностранных туристов можно заманить в Екатеринбург на Уралмаш?
- Мы абсолютно уверены в том, что это возможно. И шаги в этом направлении уже предпринимаются, и люди приезжают. Уралмаш – единственный район в России, для которого издан собственный путеводитель. По району уже сейчас водят 5-7 вариантов экскурсий. Естественно, туристический Уралмаш – это не только Белая башня и истории о бандитах. Начнем с самого банального: с истории уральской инженерной мысли. Уралмашзавод везде. Вы летите на любом Airbus - и его лонжероны (элементы конструкции, к которым прикрепляется обшивка, - прим. ЕАН) изготовлены на прессе, изобретенном инженером Борисом Ивановичем Сомовым. Он до сих пор живет в так называемом “дворянском гнезде” в микрорайоне, где проживала техническая элита и руководство завода. Бывает, идешь с группой туристов – встречаешь его идущим за молоком, или он с балкона машет. Люди в восторге от таких человеческих историй, от такого формата. И зарубежные туристы в том числе.
- Сами заводы в туристические маршруты не входят?
- Нет, это же режимные объекты, на них не попасть в формате регулярных экскурсий. Мы идем через человеческие истории и убеждены в том, что это самый эффективный путь.
На Уралмаше и Эльмаше концентрация этих историй особенно высока, но их более чем достаточно в любом районе города. Идея в том, чтобы к 300-летию у каждого из них появился свой путеводитель и музейно-туристический центр в идеале. А также – всевозможные лаборатории воспоминаний, школы неравнодушных горожан, школы городских маршрутов. Горожане должны научиться и полюбить рассказывать истории про самих себя.
- Какой район, если оставить за скобками Уралмаш, сейчас ближе к реализации этой идеи?
- В Железнодорожном районе в Палкино сейчас создается природно-исторический парк, который может стать уральским Стоунхенджем (Палкино — один из самых древних районов Екатеринбурга. Первые поселения там возникли задолго до нашей эры, - прим. ЕАН). Если говорить, например, о Химмаше, то есть мысли развивать истории, связанные со старообрядчеством.
Вообще основная идея в том, чтобы Екатеринбург позиционировался не как город, в котором убили царя, не как город конструктивизма – эти направления развивать достаточно сложно и дорого, - а как город миллиона историй и тысячи музеев. Кстати, частные музеи – это высокомаржинальная практика, не устаю это повторять.
- В какую сумму оцениваете подготовку к 300-летию в этом контексте?
- Реализация проектов типа школы городских маршрутов (готовит экскурсоводов-любителей, прим. ЕАН) - вопрос нескольких миллионов рублей. С созданием музейно-туристических центров сложнее – там все зависит от подобранного помещения. В любом случае суммы совсем небольшие. Плюс далеко не все - средства городского бюджета. Мы привлекаем и гранты, и деньги спонсоров.