6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

Назад в прошлое: 143 года назад началась новая эра «Уралтрансмаша»

348

Ровно 143 года назад, в сентябре далекого 1872 года Петр Тэт продал Мельковский завод своему соотечественнику Гасперу Ятесу (на Урале его звали Фома Егорович).

Главный механик Уральского горного правления, британский подданный Петр Тет в 1844 году запустил Мельковскую механическую фабрику.

Для создания своего частного промышленного предприятия он использовал базу старой золотопромывальной фабрики на речке Мельковке - притоке Исети, впадающем в нее в полутора километрах к северу от городской плотины.

Получив в аренду для строительства земельный участок в границах нынешних улиц Свердлова (бывший Арсеньевский проспект), Лермонтова (бывшая 1-я Мельковская улица), Шевченко (бывшая Харитоновская улица), в сжатые сроки он выстроил новое фабричное здание по проекту архитектора Михаила Малахова, плотину, пустил в ход гидравлические сооружения, паровой двигатель и другие механизмы. Одновременно британец организовал добычу торфа, построив для его хранения специальное помещение. Свою деятельность фабрика начала с производства небольших паровых машин, токарных станков и других механизмов. Рядом с фабрикой Тет построил каменный дом, в котором и поселился, став жителем Мельковской слободы.

В 1847 году фабрика, имея двадцать мастеров, десять подмастерьев и двадцать вспомогательных рабочих, произвела продукции на 19 тысяч 142 рубля, что по тем временам было значительным показателем. Предприятие производило различные механизмы по заказам казенных и частных заводов. Основной продукцией были паровые машины и котлы, поставляемые предприятиям и пароходным компаниям Сибири, Урала и Поволжья. Для середины XIX века Мельковская механическая фабрика представляла собой крупное производство и способствовала развитию технического прогресса в России.

В октябре 1867 года Тет открыл рядом со своим механическим заведением пивоваренный завод. Пресса писала: «Завод этот, устроенный довольно красиво и с весьма удобными сушильнями, сеялками и другими приспособлениями, в 10 суток выварил пива 1200 ведер».Организовав новое производство, Тет взялся за создание сети торговых заведений, делая особый упор на сбыте пива в Екатеринбурге и на Ирбитской ярмарке.

После продажи предприятие получило название «Механический машиностроительный чугунно-медно-литейный завод Ятеса» и в 1896 году уже значилось в восьмерке лучших предприятий России. Сохранились сведения о высокой квалификации рабочих завода.

В 1897 завод был реконструирован, включал токарный, кузнечный, литейный, меднолитейный, котельный, модельный цеха, а также механический, двухэтажный корпус которого был гордостью Ятеса. К 1913 году предприятие располагало оборудованием 103 наименований, действовавшим от трех паровых машин собственного производства. Накануне Первой мировой войны на заводе работало около 600 человек.

В 1918 году предприятие было национализировано и в 1928 году получило название «Металлист». С 1936 года завод приступил к выпуску буровых станков, насосов, нефтяных качалок.

Современная история предприятия ведет отсчет с начала Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года на производственных площадях завода «Металлист» разместились Ижорский броневой, Московский и Подольский танковые заводы и образовалось новое промышленное предприятие «Свердловский завод №37 имени Серго Орджоникидзе» - будущий Завод транспортного машиностроения имени Я.М. Свердлова («Уралтрансмаш»).

Через 39 дней после начала монтажа оборудования первый легкий танк Т-60 был отправлен на фронт. Только за первые полгода было изготовлено 1238 легких танков. В октябре 1942 года на предприятии была создана специальная конструкторская группа, положившая начало Центральному Конструкторскому Бюро (ЦКБ) «Трансмаш» ФГУП «Уралтрансмаш», ставшему в СССР и России головным КБ по созданию самоходной артиллерии дивизионно-армейского звена. За более чем 60 лет в ЦКБ разработано или модернизировано около 40 изделий военной техники. Более 20 боевых артиллерийских и инженерных изделий приняты на вооружение Российской (Советской) Армии и серийно изготавливались и изготавливаются на ОАО «Уралтрансмаш».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 года коллективу завода был вручен орден Трудового Красного Знамени, а переходящее знамя Наркомата и ВЦСПС передано на вечное хранение.

В 60-70-х годах была проведена реконструкция завода, переориентация его на выпуск оборонной продукции. Советская армия получила современные образцы вооружения, разработанные и изготовленные на «Уралтрансмаше»: зенитно-ракетный комплекс «Круг», гусеничный минный заградитель - ГМЗ. «Уралтрансмаш» является единственным в России предприятием, производящим самоходные артиллерийские орудия, но славится не только военной продукцией. На заводе освоено производство станков-качалок для добычи нефти, лебедок для лифтов, трамваев с компьютерным управлением. 

Праздник киноискусства: кинотеатр «Заря» отмечает 60-летие