Улица Машиностроителей – это магистральная улица в микрорайоне Уралмаш Орджоникидзевского административного района. Она начинается с проспекта Космонавтов и заканчивается у пересечения с улицей Донбасской.
Её появление связано с формированием и развитием соцгородка Уралмашзавода в 1930-х годах. Улица показана как существующая на плане Свердловска 1939 года, где она уже носит собственное название Машиностроя.
Улица Машиностроителей тянется на 3 150 метров. На автомобиле её можно проехать за 7 минут, а, если повезёт и не будет пробок, то и за 5. Если идти вдоль улицы пешком, то это займёт около 40 минут. Мы, конечно, выбрали последний вариант, хотя мы не только гуляли по улице, но ещё и летали над ней.
Прогуляться по этой улице с нами согласились две сотрудницы Российского государственного профессионально-педагогического университета: заведующая музеем РГППУ Елена Максимовских и заведующая архивом Ирина Каптикова.
Елена Максимовских (слева) и Ирина Каптикова (справа)
– Давайте снимем стереотип, что Уралмаш – это бандитский район. Это та часть города, которую знают далеко за пределами Екатеринбурга, – предлагает заведующая музеем РГППУ Елена Максимовских.
Экскурсию начинаем с так называемых ворот в Уралмаш – с перекрёстка улицы Машиностроителей и проспекта Космонавтов.
– Когда начали строить Уралмаш и прокладывать эту улицу Машиностроителей, был вот этот тракт – проспект Космонавтов – это бывший Верхотурский тракт. Свидетельств не осталось, но историки предполагают, что, когда по нему вели каторжников, тех, кто умер, хоронили вдоль этого Верхотурского тракта, – пояснила Елена Максимовских.
Женщины, которые участвовали в строительстве дороги улицы Машиностроителей
– Улицу Машиностроителей в прямом смысле били. Первую просеку прорубили от проспекта Космонавтов до площади первой пятилетки, а мостили эту улицу так называемые камнебойки, то есть деревенские бабы. Эти женщины ехали сюда и просто большими молотками разбивали камни и засыпали дорогу, – рассказала Максимовских.
Участок от кинотеатра "Заря" до площади 1-й Пятилетки и стал первым отрезком улицы Машиностроителей, на котором летом 1929 года было открыто автомобильное движение.
Перекрёсток проспекта Космонавтов и улицы Машиностроителей очень оживлённый, по словам наших экскурсоводов, он напоминает уменьшенную копию Дворцовой площади в Петербурге. И, по мнению некоторых закоренелых жителей, Уралмаш – это самая европейская часть Екатеринбурга. А строился он как соцгородок.
– Кто ехал строить Уралмаш? Это были авантюристы! Во-первых, они не знали, куда едут, во-вторых, терять им, по всей видимости, было нечего, и поэтому в некоторых источниках Уралмаш называют внутренней Америкой Екатеринбурга, потому что её тоже строили такие же люди, – рассказала Елена Максимовских.
Серое здание рядом с "Макдоналдсом" – Орджоникидзевский ЗАГС
Если отойти от перекрёстка, то на так называемой нейтральной территории (а нейтральная она потому, что находится между Уралмашем и Эльмашем) рядом с "Макдоналдсом" стоит неприметный Орджоникидзевский ЗАГС. Говорят, что летом, когда выходят молодожёны, то это место выглядит симпатично.
Идём дальше. На стороне, где стоит ЗАГС и кучкуются остановки, возвышаются жилые дома 70-х годов, кстати, последние застройки здесь сдавали ещё в 80-х – 90-х годах.
Тогда к домам сразу пристраивались магазины, вот он так называемый соцкультбыт
Рядом с домами, которые сдали в 70-х, зарождается новая жизнь – строятся новые многоэтажки, хотя, по словам наших экскурсоводов, этот дом уже записался в долгострои.
Строят-строят, но пока никак не могут достроить
– Эта стройка долго зависала, и возобновили строительство совсем недавно, не знаю, в связи с чем, наверное, в связи с мундиалем. На гостевой улице не стоит иметь долгострой, наверное, поэтому строительство и возобновили, – пояснила Елена.
– Улица Кировградская – одна из самых первых на Уралмаше. Сначала здесь были землянки, потом стали строить бараки, а потом пошли дома из бруса. Сначала в них селили так называемых спецов – инженерный корпус, ну а потом, когда стали строить каркасно-засыпные, то спецов переселяли туда. Планировали, что эти дома постоят лет 5-10, но, как мы видим, они стоят и по сей день с 30-х годов, – рассказала Елена Максимовских.
Улица Машиностроителей – это гостевой маршрут. По нему все гости официального уровня едут в Орджоникидзевскую администрацию
– Уралмаш – социальный район, здесь есть всё. Начиная с того, что это – единственный район, где есть транспорт, который не выходит за пределы этого района. Например, 8-й и 10-й троллейбусы колесят только внутри района. Здесь есть все виды транспорта, не знаю, правда, что от него останется в результате внедрения новой транспортной схемы, – рассуждает Елена.
На Уралмаше ходят все виды транспорта, конечно, из тех, что есть в Екатеринбурге
На Машиностроителей, в принципе, как и на всём Уралмаше, большинство земель принадлежит Уралмашзаводу. В своё время завод строил здесь не только рабочие цеха, но и инфраструктуру.
Подходим к летнему парку Уралмашзавода
Местные жители рассказывают, что на Уралмашзаводе работало очень много глухонемых людей, так как в некоторых цехах обычному человеку весь этот шум было не выдержать. И в этом парке их можно было нередко встретить.
– Глухонемые держались вместе и в общежитие заселялись вместе. В этом парке в 70-х всё время были какие-то битвы с участием глухонемых работников. Но сейчас здесь можно каждый день наблюдать мам с колясками, редкое место, где можно погулять в тишине. Внутри парка, кстати, оборудована площадка для воркаута. У студентов здесь проходят занятия по физкультуре, а вот ещё интересный факт, в 90-х здесь выступала сама примадонна – Алла Пугачёва, – рассказывает Ирина Каптикова.
А через дорогу – напротив парка – выросла целая гряда учебных корпусов РГППУ.
В 1963 году здесь появился екатеринбургский машиностроительный техникум
Хотя на самом деле техникум появился ещё раньше – в 1933 году, просто территориально он находился в других местах, сначала при заводе, потом на улице Стахановской, а сюда – в это здание – его перевели в 1963 году.
– Здесь, наверное, процентов 80% населения Уралмаша выучилось. В техникуме были все машиностроительные специальности. А сейчас это учебный корпус РГППУ, – пояснила Ирина Каптикова
– У завода была целая структура на любой уровень – это было и ФЗУ, и ГПТУ, и техникум, а позже в 70-м году здесь появился институт – Свердловский инженерно-педагогический. Здесь же находилась школа рабочей молодёжи, дом профтехучёбы – то есть все уровни образования завод пристраивал, – добавляет Елена Максимовских.
А это непримечательное здание Дома культуры 70-х годов, имеет свою интересную историю, которая уже стала легендой
Когда-то в этом ДК свою карьеру начинали "Смысловые галлюцинации". В начале 90-х здесь была их репетиционная база.
– Есть такая легенда, хотя они и сами в этом признались. Зимой, когда объявили один из первых концертов "Смысловых галлюцинаций", ночью выпал снег, и утром все работники ДК, плюс сами "Смысловые галлюцинации" чистили дорогу до автобусной остановки. Они в то время ещё не были такими знаменитыми и боялись, что иначе по заметённым улицам люди не придут, – отметила заведующая музеем РГППУ Елена.
По одной стороне улицы, практически до площади 1-й Пятилетки тянутся учебные корпуса
Рядышком, по адресу Машиностроителей, 11 стоит Свердловский инженерно-индустриальный педагогический техникум. Это был первый в городе техникум такого направления.
– Здесь как раз воспитывали и выращивали тех, кто потом трудился на Уралмашзаводе. Например, специальность "мастер производственного обучения" – простой машиностроительный техникум не мог давать такую квалификацию – это уже педагогический техникум выдавал. В 78-м году техникум стал институтом, – рассказала Елена.
Идём дальше. Здесь заканчивается территория летнего парка и стоит ещё один корпус РГППУ. Кстати, от него к другим корпусам, которые стоят через дорогу, хотят сделать переход.
Первое здание РГППУ – раньше это была школа рабочей молодёжи
– Нам не дают построить переход между главным и первым корпусом. Мы у всех уже просили, даже проект был – через дорогу хотели протянуть. Один раз даже обещали построить, правда, это было перед выборами, – рассказала Елена.
Главный корпус РГППУ
Рядом с первым зданием РГППУ находится небольшой сквер, а в нём стоит бюст Александру Пушкину.
– В 1999 году как раз было 200-летие со дня рождения Пушкина, и у нас было 20 лет РГППУ. Мы собрали деньги на новый памятник и нового Пушкина поставили ко дню рождения. А в 2004 году 13 февраля этому скверу дали название Сквер влюблённых, и наши студенческие отряды ухаживают за ним, – добавила Максимовских.
Этот дом фактически хоть и имеет адрес Красных Борцов, 1, часть здания выходит на улицу Машиностроителей
За сквером стоят каркасно-засыпные дома, сюда и переселяли спецов из брусовых домов с Кировградской. Конструкция этих домов такая: из брусьев делается каркас, дальше прибивается фанера, а внутрь насыпались опилки и известь.
– В своё время это было элитным жильём, и сюда переселяли инженеров, пока не появились сталинки. Это довоенные дома, в программу по капитальному ремонту они попали одними из первых, – рассказала Ирина Каптикова.
Через дорогу – Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина. А рядом знаменитая стела УЗТМ.
Стела Уральского завода тяжёлого машиностроения
Переходим дорогу и попадаем на главную площадь Уралмаша – площадь 1-й Пятилетки. Под ней идёт туннель, говорят, что он тянется от Белой башни до территории завода.
– Туннель есть, просто его сейчас перекрыли, и на территорию завода не попасть, но диггеры по этому туннелю ходят, правда, выход к Белой башне не нашли, а вот перекрытый выход к заводу нашли. Здесь ещё город под городом спрятан, – пояснила Елена Максимовских.
– На первом этаже этой проходной были ясельки. Потому что работницам в то время – 30-е годы – давали всего 3 дня после родов. Через три дня они уже выходили на работу и, когда шли на завод, здесь сдавали ребёночка. Конечно, им разрешалось несколько раз в день приходить и кормить ребёнка, – рассказала Елена Максимовских.
Возвышаясь и смотря на площадь 1-Пятилетки, стоит памятник Серго Орджоникидзе.
А за большевиком виднеется всё тот же УЗТМ
С площади открывается вид сразу на несколько улиц.
– Отсюда идёт улица Ильича – жилой район, дальше проспект Орджоникидзе – раньше называлась улица Сталина, кстати, тогда никого не смущало, что в 40-х годах в городе было 4 улицы Сталина. В 55-м поставили памятник Серго Орджоникидзе и переименовали в проспект Орджоникидзе (там, по адресу: Орджоникидзе, 3, находится элитный дом, так называемое "Дворянское гнездо"), а рядышком идёт бульвар Культуры. То есть, выходя с завода, рабочий мог выбрать, куда ему пойти – либо отдыхать, развлекаться, либо развиваться – в перспективе бульвара Культуры – это было в 1984 году задумано так – в своё время там была расчищена площадка под 16-этажный учебный корпус для Свердловского инженерно-педагогического института. В 84-м году выделили 45 миллионов рублей и 35 гектаров на Уралмаше, там и должно было быть самое главное здание РГППУ, – пояснила Максимовских.
"НИИ ТяжМаш"
Рядом с НИИ раньше стоял большой куб, в котором хранился прах работников Уралмашзавода: Александра Банникова и Владимира Фидлера.
Куб с прахом назывался Усыпальницей
– В апреле 1932 года неожиданно умирает начальник строительства Банников, журналисты его почему-то называют первым директором завода, а директором он никогда не был. Умер он довольно подозрительно, диагноз поставили в Кремлёвской больнице, якобы белокровие, то есть анемия. Тело кремировали и урну привезли сюда. Ради этой урны создали этот куб из мраморной крошки. Потом, через несколько месяцев – в октябре умирает главный инженер строительства – Владимир Фёдорович Фидлер. Его смерть ещё более подозрительная, его даже не вскрывали – поставили инфаркт миокарда. Но, говорят, что он был очень сильно избит и звал на помощь, но ему никто не помог – время такое было. Его тоже кремировали и тоже урну поместили в этот куб – это был 1932 год, – рассказал научный сотрудник музея истории Уралмашзавода Сергей Агеев.
На старом снимке можно разглядеть и куб, и фонтан, и кусочек улицы Машиностроителей
В честь Фидлера назвали огромный кузнечно-прессовый цех – самый мощный в мире. В 1933 году в декабре этот цех взрывается, он был ещё не достроен. Случилась проблема с проводами и загорелась стенка, рядом стояли баллоны с кислородом и ацетиленом – они и рванули.
– Конечно, в то время обвинили врагов народа, их долго не искали. У нас в городе было много бывших колчаковцев, вот их и арестовали, якобы здесь была создана контрреволюционная террористическая организация, цель которой была сорвать работу мощнейшего цеха. А руководителем этой подпольной организации "назначили" Фидлера посмертно. В 1934 году было принято решение убрать его прах из этой усыпальницы, но один беспартийный инженер прокрался ночью к этой усыпальнице, открутил болты, украл урну и спрятал её на деревянном складе. А после отдал эту урну членам семьи, – пояснил Сергей Агеев.
Из 11 арестованных 4 приговорили к смертной казни, а в 50-е годы Верховный суд СССР отменил приговор.
С другой стороны площади находится кусочек Испании – гостиница "Мадрид".
– Это здание строилось в 1937 году, мы поддерживали Испанию – испанских рабочих, которые воевали против фашизма. Была такая благая мысль: мы построим красивое здание и пригласим сюда тех, кто в Испании жить не может. Потому что их там уничтожают. Изначально Мадрид строился как многоквартирный дом для испанцев, но очень быстро эту идею прикрыли, потому что на Урал испанцев вывозить плохая идея. Потом из этого здания сделали гостиницу. А потом сделали жилой дом. Сейчас он, к сожалению, потихоньку разрушается, но администрация города какой-то проект готовит, кажется, пытаются восстанавливать, – рассказала Елена Максимовских.
– Это было даже больше общежитие, а не гостиница. Например, те, кто в техникуме учился, тоже здесь жили. Раньше первые этажи "Мадрида" занимали магазины и аптеки, – рассказала Ирина Анатольевна
Идём дальше, и на той же стороне рядом с "Мадридом" стоит храм Рождества Христова. По некоторым данным, его построили участники ОПС в середине 90-х. В церкви хранится более 40 частиц святых мощей.
Рядом с храмом стоит церковь Святой Матроны Московской
Возвращаемся опять на другую сторону улицы, и здесь ещё один интересный объект по адресу улица Машиностроителей, 29.
– У этого дома, наверное, самая любопытная история. Здание построен в начале 30-х годов всемогущим НКВД для штаба и казарм полка, который охранял три важных объекта: Уралмашзавод, СУГРЭС и железнодорожную станцию "Свердловск" (каждый объект охранял один батальон), – рассказал Сергей Агеев. – Командный состав полка проживал в доме по Ильича, 1, а рядовые, сержанты и старшины – в казарме. Интересно, что полк этот был сформирован из опытных пограничников – такое значение придавалось этим объектам! Любопытная подробность: энкавэдэшники не стали утруждать себя оформлением документов для строительства здания, так что когда пришло время приватизации, Уралмашу, в чьем ведении со временем оказалось это здание, пришлось уплатить штраф городским властям.
В здания штаба полка был клуб: кинотеатр, спортивный зал
После этого в здании разместились конструкторские службы завода. А в других помещениях действовал вечерний филиал УПИ, который окончили сотни уралмашевцев, в том числе будущий директор завода Николай Иванович Рыжков.
Идём дальше и здесь видим уже привычный ярко-жёлтый цвет, который означает, что скоро здесь откроется гипермаркет.
На улице Машиностроителей строят большой гипермаркет, судя по цветовой гамме – это будет "Лента"
А дальше Машиностроителей превращается в спальный район, но тоже со своей изюминкой. Здесь идёт чёткое разделение на правую и левую стороны улицы – деление на классы.
– Смотришь и понятно, та сторона – такая, что там надо соответствовать – выходить на улицу с ридикюлем. А на другой стороне – здесь просто дома наполнены счастьем. Потому что, когда человек выбирается из общаги, когда человек выбирается из барака, и ему дают вот эту вот хрущёвочку, пусть там 5 метров кухня, но это его, там горячая вода из крана течёт. Понятно, что здесь и дворы меньше, причём они сначала были застроены сараями, потом гаражами. Здесь жили рабочие, и все здесь друг друга знали, – рассказала Елена Максимовских.
На этом наша экскурсия по улице Машиностроителей заканчивается. Но мы успели не только прогуляться по улице, но ещё и полетать над ней.
Новости УРАЛМАШ-ЭЛЬМАШ.РФ в твоей ленте! Следите за нами в