Десять лет свердловским рогатым пришлось ждать нового дома, чтобы наконец перестать ютиться под крышей Октябрьского депо.
Десять лет свердловским рогатым пришлось ждать нового дома, чтобы наконец перестать ютиться под крышей Октябрьского депо. Проект на Веере был разработан еще в 1965 году, однако его реализация началась лишь спустя 8 лет. Зато потом Орджоникидзевское депо строили в таком авральном порядке, что акт сдачи объекта не подписали пожарные и санврачи. К запуску депо не была готова и контактная сеть, поэтому по части маршрута на Уралмаше троллейбусы буксировались тягачами.
Троллейбусный парк постоянно пополнялся, и уже в середине 1960-х годов количество машин было почти на 60% больше, чем могло вместить себя Октябрьское депо. Вопрос строительства нового обсуждался на уровне Москвы годами. Институт «Свердловскгражданпроект» в 1965 году разработан проект северного троллейбусного депо, однако его согласование длилось почти 5 лет.
Лишь 11 августа 1970 года на заседании исполнительного комитета Свердловского городского Совета депутатов трудящихся был подписал документ №368 «О завершении согласования проекта строительства северного депо на улице Бакинских Комиссаров». Однако и это не сдвинуло замысел с мертвой точки. Строительство Орджоникидзевского депо в поселке Веер началось только в 1973 году.
По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год), задачу скорейшего возведения и ввода нового объекта в эксплуатацию поручили опытному производственнику Геннадию Сычеву. Он родился в 1937 году, закончил Свердловский электромеханический техникум железнодорожного транспорта и долго работал на дороге. В 1974 году он возглавил строительство, а затем и само новое Орджоникидзевское депо.
«Впервые я увидел строительную площадку весной 1973 года. Это был пустырь с одиноко торчащим зданием – проходной. На предложение курировать стройку, а потом возглавить депо, согласился почти без колебаний. Я был принят в ТТУ в феврале 1974 года. Сразу начал знакомиться с вопросом содержания, эксплуатации и ремонта подвижного состава в Октябрьском троллейбусном депо, а также изучать проектную документацию на новое депо. Почти сразу стало ясно, что типовой проект 1965 года существенно устарел и требует значительных изменений. А стройка уже шла полным ходом», - вспоминает Геннадий Сычев.
Помог Сычеву решить эту проблему пришедший с железной дороги на работу в ТТУ инженер Сергей Хруслов. Он в сжатые сроки при участии техотдела управления конструкторской группы ВРМ (Вагоноремонтная мастерская – прим. ред.) внес серьезные изменения в проект, которые предусматривали в том числе переделку уже выполненных работ.
Так, на месте гальванического отделения, для которого уже частично были выложены кирпичные перегородки, построили механический цех и агрегатный участок. Вместо стоянки аварийных машин контактной сети возвели электроцех. На освободившихся площадях предусмотрели дополнительно четыре машино-места для плановых ремонтов и ТО.
Смотровые канавы сделали на 100 миллиметров шире. Это позволило использовать передвижные домкраты при работе в них. Полностью было перепланировано моечно-уборочное и аккумуляторное отделения.
«Каждый, кто хоть раз касался стройки, знает, что такое изменить проектную документацию, уже принятую к производству и переданную всем субподрядчикам. Но надо отметить желание генподрядчика – работников стройуправления №23 треста «Уралмашстрой» - нам помочь. Они согласились с изменениями в планах строительства. Удалось не все, но многие было сделано», - отмечал Геннадий Сычев.
Плановые сроки сдачи безжалостно поджимали, поэтому Сычев начал готовить депо к пуску в эксплуатацию в самый разгар строительства. Еще велись работы в ремонтном цехе, не были построены самые необходимые для нормальной работы шиномонтажное и столярные отделения, мойка, не была оборудована диспетчерская связь.
«Такая спешка обусловлена еще одним важным обстоятельством: площадку отстоя Октябрьского депо по Белинского срочно требовалось освободить под строительство дома для ветеранов войны. Объект необходимо было сдать к 30-летию Победы. Это было делом чести для руководства города», - сообщается в книге «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга» (1999 год).
Акт готовности нового депо на Веере был подписан 31 декабря 1974 года. Однако в документе техиспектор обкома профсоюза прописал ряд серьезных замечаний. Представители пожарной охраны и санэпидемстанции вообще не подписали его.
Тем не менее, депо было решено запустить до конца зимы. На помощь из Октябрьского депо откомандировали два десятка ремонтников и другой обслуживающий персонал. Прибыли старые машины. Всего в Орджоникидзевское депо перевели около 100 водителей и 83 ремонтника.
«Было невероятно тяжело. Накануне пуска я и руководитель Октябрьского депо Владимир Толыпин не спали всю ночь. Масса организационных и технических вопросов решалась на ходу», - вспоминает Геннадий Сычев.
Но, несмотря на все сложности, утром 27 февраля 1975 года из депо вышли первые троллейбусы, которые отправились по маршрутам: №5, №8 №5А (сейчас №13). Свежевыкрашенные машины были украшены флажками.
Правда, в тот период троллейбусная линия, соединяющая депо через поселок Веер с контактной сетью города, еще не была готова, поэтому рогатые буксировались через площадь Первой пятилетки тягачами.
Два дня февраля и весь март новое депо считалось филиалом Октябрьского. Только с 1 апреля по приказу по Обкомхоза оно получило статус самостоятельного. Эта дата и стала официальным днем рождения Орджоникидзевского троллейбусного депо.