6 arrow-left arrow-right arrow attach attention balloon-active balloon-hover balloon booking car chain close-thin close contacts-fail contacts-success credit-cart edit ellipsis email exit eye-open facebook full-screen google_oauth info instagram list-alt login mailru more odnoklassniki phone point settings skype twitter viber vkontakte yandex_oauth
a a a a a a a

"Я получаю удовольствие от вождения": один день из жизни водителя троллейбуса

Текст: Патрушев Александр 1223

Кто-то из нас ездит на нем каждый день, кто-то от случая к случаю, но так или иначе этот вид общественного транспорта у всех на виду, и на дорогах «усатый» ездит среди нас. Наверняка, вы уже догадались, что речь идет о троллейбусах. А задумывались ли вы когда-нибудь о том, насколько специфична и интересна профессия водителя троллейбуса? Именно это мы и решили выяснить, проведя с одним из водителей «усатого» целый день.  

Елена Вахмянина – водитель 1 класса. Уже почти 20 лет на троллейбусе 8 маршрута в Орджоникидзевском районе она развозит пассажиров по нужным остановкам.

- Когда пришла на курсы водителя троллейбуса, мне было 24 года. Автомобиль я стала водить с самого детства. Нас, четырех сестер, учил ездить на  машине папа. Дорога меня никогда не пугала. А экзамен сдала на отлично, с первого раза, - рассказывает Елена.  

Водителем троллейбуса Елена стала сразу после того, как вышла из декретного отпуска. Это было в далеком 1996 году. В то время существовала проблема устройства ребенка в детские сады, поэтому Елена искала такое место работы, которое могло бы предоставить место в детский сад для ее чада. Таким местом работы для нее стало троллейбусное депо Орджоникидзевского района. Можно сказать, что водителем троллейбуса она стала благодаря своему ребенку.

- Признаться, пришла сюда работать я не из-за большой любви к троллейбусу. Сначала я работала из-за необходимости, думая о том, что только так я смогу получить путевку в детский сад для своего ребенка. Но со временем эта работа стала нравиться мне все больше, и сейчас я получаю удовольствие от вождения, – рассказывает Елена. Когда ребенок уже вырос из детсадовского возраста, я поняла, что уходить отсюда не хочу. Мне нравится дружелюбная атмосфера нашего депо.

Чтобы ощутить всю ношу, которую несет водитель троллейбуса, мы провели с Еленой рабочую смену. 

Именно в это время звучит будильник водителя троллейбуса, которому предстоит всю первую половину дня развозить пассажиров района по разным местам. По словам Елены, вставать в это время сложно только после отпуска, когда отвыкаешь от графика. Но уже спустя неделю-две вновь привыкаешь к такому раннему подъему. Одним словом, это дело привычки. Чтобы выспаться перед сменой, Елена готовится ко сну уже в 9 вечера. 


Из-за того, что на улице еще не ходит никакой общественный транспорт, к дому Елены подъезжает специальный автобус, который собирает всех водителей и отвозит в троллейбусное депо.    

Автобус с водителями подъезжает к депо. Тем временем, кондуктора тоже не спят – их так же привозят другие автобусы.

1 /

На улице почти 6 утра, а некоторые троллейбусы уже на маршруте – развозят первых пассажиров. Первый выезд начинается в 5 утра, и надо сказать, что даже такой ранний рейс уже пользуется большим спросом у пассажиров.  

Заходим в диспетчерскую. За столом сидит женщина, которой все водители обязаны показать права, время заступления, маршрут. Диспетчер в свою очередь ставит отметку о прибытии водителя на работу, и выдает специальную книгу поезда. 

Отправляемся на медицинский осмотр. В небольшой комнатке сидят двое медицинских работников, которые отвечают за здоровье сотрудников Орджоникидзевского троллейбусного депо. 

1 /

Все водители должны выходить на работу, будучи абсолютно здоровыми, у сотрудников не должно быть головных болей, повышенного или пониженного артериального давления, - одним словом, быть в добром здравии. Если у водителя есть какие-то небольшие жалобы, которые можно устранить на месте (например, давление в норме, но слегка болит живот), медики решают эту проблему. Когда же здоровье сильно «подкачало» (значительно завышен показатель артериального давления, или же есть жалобы на значительное ухудшение состояния здоровья), тогда водителя не выпускают на рейс и отправляют домой. На такие случаи каждый день приходят резервные водители, которые в случае форс-мажора могут выйти на замену. Вот она, специфичная работа «резервщика» – просыпаешься в 3 ночи, едешь в депо, и никогда не знаешь, будешь сегодня работать или нет…

Но вернемся в медпункт. У Елены жалобы на здоровье отсутствуют, все показатели в норме, поэтому расписываемся в специальном дневнике, и идем получать ключ от ящика с инструментами.   

Интересный факт:

С недавнего времени медицинский осмотр сотрудникам нужно проходить не только перед рабочей сменой, но и после нее. Таким образом, медики следят за тем, чтобы водители были в хорошем расположении духа - как перед работой, так и после нее! 

На стенде смотрим, где находится наш троллейбус. Что там смотреть – подумаете вы, идешь в депо, да садишься в свой троллейбус. Но не тут то было – их тут несколько десятков, и без специальной таблицы, в которой указано его месторасположение, найти машину будет не так-то просто.

  

Итак, наш троллейбус 8 маршрута № 388 стоит в третьем ряду, находится перед 523 машиной.

У диспетчера отметились, медосмотр прошли успешно, расположение троллейбуса в «поле» (так называют площадку, на которой стоят машины) определили. Теперь можно смело отправляться к троллейбусу.  

Отбытие в 6:10, времени мало, поэтому идем ускоренным шагом, чтобы не отстать от графика. По пути к троллейбусу, Елена показывает «канаву», через которую проходят все троллейбусы.

  
1 /

В этих боксах тщательно осматривают каждый троллейбус, и обращают внимание абсолютно на всё: и на состояние подвески, и на крепеж болтов, и на световое оборудование, и на многие другое элементы. Если же сам водитель обнаружил какую-то неисправность, он письменно фиксирует это в так называемой книге записей поезда, чтобы ремонтники потом в процессе «прогонки» устранили все имеющиеся дефекты.

Неподалеку имеется и мойка. Моют троллейбусы в основном в период дождей, когда они становятся особенно грязными.  

За прогон троллейбусов и выстраивание их в «поле» в правильном порядке отвечают водители троллейбуса на маневровых работах. 

Подходим к «полю». Здесь стоят 8 рядов троллейбусов, и ожидают своих водителей. Подходим к уже природнившемуся Елене 388 троллейбусу (она водит его уже более 7 лет).

  
1 /

Заходим в кабину водителя. Я сразу обращаю внимание на маленькие мягкие игрушки, висящие на лобовом стекле. 

- Это наша прерогатива, с улыбкой говорит Елена, мы же девочки, любим привнести что-то свое. Пусть и мелочь, а все равно поднимает настроение.

Первым делом Елена берет тряпку, чтобы протереть панель приборов от пыли. По ее словам, в летний период очень пыльно, поэтому протирать ее приходится часто. Затем проходим в салон, открываем ящик для инструментов, он находится рядом с местом для кондуктора.  

В нем хранятся ключи, реверсы (ими, в том числе, меняют и угольные вставки, без которых троллейбус не поедет), и другие инструменты. В этом же ящике находятся и зеркала троллейбуса. 

Поэтому каждую смену Елена начинает с прикручивания боковых зеркал к троллейбусу. Делает она это настолько ловко, что видно – рука набита.  

1 /

Тем временем к нам подходит кондуктор Юлия Куприянова, которая на протяжении всей смены будет составлять Елене компанию. Можно сказать, что они - настоящие напарницы, поскольку работают вместе уже больше семи лет.  

До выхода троллейбуса на рейс остаются считанные минуты. Но перед тем как выехать из депо, нужно проделать последнюю очень важную операцию – проверить исправность штанг, их натяжение, а также изношенность угольных вставок. Для этого Елена перед каждой сменой залезает наверх по лесенке, что находится позади троллейбуса.  

1 /

Обнаружив, что угольные вставки изношены, тут же их меняет.

- Как правило, угольных вставок хватает всего на 2-3 дня, за это время они изнашиваются, и нужно ставить новые. А когда идет дождь, то срок их службы сокращается в разы. Порой, в пасмурную погоду вставки мы меняем даже по несколько раз за смену, - отмечает Елена.

Угольная вставка – это, своего рода, элемент соединения, без которого троллейбус просто не поедет. Если же вставки изношены, то это может привезти к их сходу и как следствие - повреждению контактной сети. Кстати степень изношенности вставок водители могут определить и на слух, - когда они изношены, штанги начинают греметь.  

За работой системы Елена следит благодаря датчикам на панели приборов – манометры, вольтметры, амперметры. В нескольких словах прошу Елену рассказать о приборах, которые находятся за рулем троллейбуса. 

 

1 /

- Тут у нас аккумуляторы, поворотники, воздушный ручник, два манометра (отвечают за воздух в системе), скорость, вольтметр (зарядка батареи); эта панель отвечает за печку салона, освещение кабины, салона, управление, блокировку контактной сети, аккумуляторы. С недавнего времени в троллейбусах появился информатор – он показывает точное время, скорость, а также расстояние до ближайшей остановки. Кроме того благодаря этому прибору происходит объявление остановок.

- Все, сейчас мы включаем машину, накачиваем систему, проверяем работу, смотрим исправность работы тормозов, - комментирует свои действия Елена, поворачивая специальные рычажки.

А пока компрессор качает воздух в систему (этот элемент отвечает за открытие/закрытие дверей), идем проверять световую  сигнализацию. Фары, поворотники, габариты, подсветку номера маршрута – все это должно работать. Напоследок Елена берет молоток, и проверяет уровень затяжки колес, а также так называемый внутренний баллон, который находится за колесом, чтобы он был хорошо закреплен. Все в норме.  

1 /

Время 6:10, перед тем, как выехать в рейс, мы напоследок подходим к диспетчеру конечной для того, чтобы отметиться. 

- Я отвечаю за отметку рейсов, а также отслеживаю на мониторе движение всех троллейбусов - рассказывает диспетчер Надежда.

На мой вопрос, давно ли она занимает эту должность, отвечает, что общий стаж  работы уже 8 лет. Этому факту я был очень удивлен, поскольку Надежде на вид дашь не больше 20.  

Итак, последнюю отметку мы сделали, теперь наконец-таки выходим на рейс. 

Навстречу проезжает троллейбус, Елена, улыбаясь, приветствует водителя ладошкой.

- Так мы приветствуем только на первом выходе рейса. Если бы каждый раз приветствовали, через каждые полчаса, устали бы махать друг другу. 

Время - начало седьмого, подъезжаем к остановке «Бакинских комиссаров», на которой нас уже ожидают первые пассажиры.  

В троллейбус заходят люди в основном пожилого возраста. Как говорит Елена, 8 маршрут можно назвать социальным, поскольку он объезжает почти все социальные объекты: пенсионный фонд, церковь, баня, больница. Среди пассажиров бывают и конфликтные, а порой и ироничные ситуации:

- Иногда даже доходит до того, когда два пенсионера, выясняя кто кого старше, борются за свободное место. 

Спрашиваю, запоминает ли Елена каких-нибудь пассажиров, ведь наверняка есть те, кто садится в троллейбус в одно и то же время. На что получаю неожиданный ответ, от которого без преувеличения бегут мурашки:

- Когда ежедневно видишь одни и те же лица, невольно их запоминаешь. В 90-е годы я наблюдала за тем, как мамочка с коляской садилась в мой троллейбус. Со временем она стала водить своего ребенка в садик. Потом гляжу – ее сын в школьной форме, с рюкзаком стоит уже один на остановке. В последнее время тоже изредка вижу его – наверное, в университет или на работу ездит. Бывает, что одна бабушка по несколько раз садится в мой троллейбус. Хочешь - не хочешь, а все равно запоминаешь их в лицо. Пассажиры то все одни и те же – уралмашевские.   

Елена не знает ни их имен, ни то, чем занимаются эти люди в жизни. Но, несмотря на это, она становится невольным свидетелем того, как на ее глазах вырастают целые поколения…

Тем временем троллейбус обгоняет какой-то лихач. По словам Елены, дорожная ситуация в наше время крайне напряженная. Если раньше в 6-7 часов вечера машин практически не было, и водители общественного транспорта ездили на дороге практически одни, то сейчас автомобильный поток настолько плотный, что ездить с каждым днем все сложнее и сложнее.  Особенно, когда дело касается подъезда к остановкам.

- Сложно ездить в часы пик, когда грузовые машины буквально заставлены на остановочных пунктах – рядом со многими из них находятся магазины, - рассказывает Елена. - Разгружая свою продукцию,  они сильно затрудняют подъезд троллейбуса к остановкам, и я вынуждена чуть ли не посреди дороги производить посадку и высадку пассажиров. Например, на «40-летия Октября»: там магазин стоит на углу, а тут наша остановка, и получается, что из-за машин мы не можем к ней подъехать.

Подъезжаем к спец. части – это место, в котором находится сходная стрелка (направление движения троллейбуса по проводам). На перекрестках она всегда направлена направо. Поэтому если троллейбусу нужно повернуть налево, водитель должен заблаговременно перевести стрелку в левое положение, чтобы при повороте штанги троллейбуса не поехали в другую сторону.

- Мне нужно повернуть налево, поэтому я беру «на силу» - так это называется в профессиональном сленге, а 10 троллейбус повернет направо, он пройдет «выбегом». Водителю «десятки» ничего переключать не нужно, потому что правое положение – исходное в стрелке, - поясняет Елена.

Если «трамвайщики» переключают на развилках рельсы, то у водителей троллейбуса перевод стрелок осуществляется по проводам.  

Только подъезжаем к остановке, как у нас чуть ли не перед носом встает маршрутка.  

- Для нас маршрутки – большая проблема, мало того, что они забирают большинство пассажиров, так еще и ездят с нарушениями правил, - отмечает Елена.

«Остановка “Станция Коммунистическая, конечная”» - разносится в динамике салона. Полчаса в пути пролетели совсем незаметно. Но, естественно, на этом рабочий день не заканчивается, Елене нужно совершить еще 12 таких рейсов за смену. 

Кстати конечная у 8 маршрута всего одна, то есть фактически, водители этого рейса делают круг, выезжая с остановки «Бакинских комиссаров», и приезжая на нее же. Остается сделать еще 8 таких рейсов до обеденного перерыва. 

На конечной остановке встаем за троллейбусом, отнимаем штанги. Теперь можно смело отправляться на заслуженный обед, смотрю на часы и обнаруживаю, что с момента первого выезда прошло уже больше пяти часов. При троллейбусном депо есть своя столовая. По словам Елены, хороший, сытный обед здесь выходит в среднем около 100 рублей.

На перекус выделяется чуть больше получаса, поэтому хорошенько расслабиться не получается. Подкрепившись, снова выходим на маршрут. 

Больше половины смены уже позади – нам остается сделать еще 4 рейса. Интервал между троллейбусами 8 маршрута всего четыре минуты. Но, несмотря на это, люди все равно любят бегать за троллейбусом.

- Как ни парадоксально, бегает в основном не молодежь, а бабушки. Особенно на «40 лет Октября», они с больницы идут, и как увидят, что ты стоишь, берут свою тросточку под мышку, и вперед, - бегом за троллейбусом! Наши бабушки очень боевые, - с улыбкой рассказывает Елена.  

Интересный факт:

Раньше личных автомобилей у людей практически не было, и в основном до учебы и работы добирались исключительно на общественном транспорте. Троллейбус №8 пользовался такой бешеной популярностью у жителей Орджоникидзевского района, что от безысходности люди забирались на крышу, чтобы добраться до места. Было это в 80-ых годах.  А впервые троллейбус 8 маршрута вышел на рейс 5 ноября, 1973 года.  

Смена подходит к своему завершению. Елене остается лишь отметиться в диспетчерской, а также пройти послерейсовый медосмотр перед тем, как пойти домой.

Что ж, вот такой интересный и насыщенный день мы провели с Еленой Вахмяниной, водителем первого класса.

Чтобы понять, насколько значима, ответственна и важна профессия водителя троллейбуса, представляем вашему вниманию любопытную статистику по количеству перевозок пассажиров в Орджоникидзевском троллейбусном депо за 2014 год:

Всего: 20 млн. 459 тыс.912 пассажиров; 

Маршрут №8: 3 млн.728 тыс. 327 пассажиров (18,2%);

Маршрут №10: 3 млн.214 тыс. 064 пассажира (15,7%);

Маршрут №16: 2 млн. 207 тыс. 634 пассажира (10,6%); 

Маршрут №13: 2 млн. 116 тыс.  204 пассажира (10,3%). 

Как стать водителем троллейбуса? 

Желающие стать водителем троллейбуса приходят в отдел кадров депо, оставляют заявку. Затем отправляются в кабинет профотбора при училище. Там проверяется реакция, внимание, и т.д. После - проходит собеседование. В среднем в группу приходит от 8 до 14 человек. Те, кто прошел – идут на 2 медкомиссии – транспортную и ту, что проходят при трудоустройстве. Затем уходят в училище, и пять месяцев там обучаются с выплатой стипендии.

Первые три с половиной месяца курсанты занимаются в училище – это  теория и езда на учебном троллейбусе. Каждый из них должен откатать 100 часов на учебном троллейбусе. После курсов обучения курсанты получают права. Остальные полтора месяца курсант проходит стажировку в троллейбусном депо, в котором должен откатать в общей сложности 287 часов на пассажирском троллейбусе под наблюдением водителя-наставника. При отсутствии серьезных нарушений, успешной сдаче экзамена, курсант становится полноправным водителем троллейбуса. По статистике, в среднем, из 10 человек, 6 проходят такой отбор. Кто-то уходит сам, кого-то по объективным причинам «отправляет» депо.

Справка:

Профессия не такая легкая, как это может показаться на первый взгляд, и справиться с обязанностями может далеко не каждый. По этой причине нередко бывают недоборы и, как следствие, «кадровый голод» в виде нехватки водителей троллейбуса. В настоящее время в Орджоникидзевском депо недосчитывается 40 водителей на данную вакансию. Поэтому, порой, водители вынуждены работать и выходной день.

Ни для кого не секрет, что для того, чтобы получить права, необходимо сдать экзамен, который принимает инспектор ГИБДД. В случае с обучением водителей троллейбуса – совсем другой разговор, ГАИ далеки от всего этого дела. Нет никаких площадок, на которых бы они принимали экзамен. Экзамен принимает комиссия из 5 человек, в которую входят представители учебного центра и депо. Курсант едет по сложному маршруту, и комиссия смотрит, можно ли человеку доверить управление пассажирским троллейбусом или нет.  

Среди желающих стать водителем самые разные люди, - как женщины, так и мужчины, хотя первые, безусловно, превосходят вторых. Как показывает статистика, слабого пола в депо работает более 60%, то есть больше половины – это женщины. Кстати возрастной показатель водителей троллейбуса впечатляет своим размахом – от 20 до 54 лет, и даже выше.

 

Редакция журнала «Мой любимый Уралмаш» выражает благодарность Орджоникидзевскому троллейбусному депо, в особенности Владимиру Васильевичу Ситникову за предоставление информации, а также Елене Вахмяниной за согласие выступить в качестве героя этого материала.  

 

Профессию водителя троллейбуса познавал Александр Патрушев 

"Опер это не должность - это образ жизни": один день из жизни оперуполномоченного