Этой весной Сергею Каменскому удалось выиграть грант Фонда Потанина - миллион рублей на реализацию проекта «Уралмаш: производство будущего». В рамках создания положительного имиджа района Сергей планирует провести работу с историческими фондами, и собрать интересные истории в процессе общения с жителями района. В ходе интервью Сергей подробно рассказал о концепции своего проекта, а также высказал мнение о том, каким он видит «идеальный» Уралмаш.
- Сергей, скажите, в чем состоит ключевая задача проекта? Опишите в нескольких словах его суть.
- Основная идея - исследовать Уралмаш как район, производящий сильные проекты - речь идет как о машинах, оборудовании, так и о людях, которые чего-то добились в жизни. Кроме того понять, насколько в этом "повинна" среда соц. города, созданная на Уралмаше, насколько воплотилась в жизнь мечта архитекторов-конструктивистов, строивших здесь город-сад, город будущего, идеальный город. И насколько это актуально для сегодняшнего дня. Остался ли этот потенциал, как можно "перезапустить" район? Ответы на все эти вопросы будем искать через личные истории людей района. Естественно, в процессе проекта будем работать, представлять образ Уралмаша (в частности с помощью выставки про Уралмаш в Музее истории Екатеринбурга).
- Формировать позитивный имидж Уралмаша через личные истории людей – идея интересная. А если рассматривать район с архитектурной точки зрения? То есть показать, что район имеет немало исторических зданий, которые, к сожалению, находятся не в лучшем состояниина сегодняшний день.
- Попыток рассказать о конструктивизме (объектов которого на Уралмаше достаточно) - было немало, другой вопрос - стал ли от этого конструктивизм популярнее? Я не думаю, что отношение к району поменяется за счет того, что будет представлено только архитектурное наследие. Наш основной «инструмент» - это личные истории людей. Чтобы за этими проектами, встали конкретные люди, которые их строили, или же те, кто стал «наследником» этих домов. Например, недавно проводился опрос, как живется людям в домах конструктивизма. Вот это куда интереснее – то есть, как мы с этим всем живем.
- Миллион рублей – это много или мало для реализации вашего проекта?
- Наши критерии эффективности, которые мы ставим – это, прежде всего, изменение восприятия Уралмаша той контактной группы, которая будет смотреть наш продукт. В этом плане этой суммы вполне достаточно. Другое дело, что изменить отношение к району среди широкой аудитории довольно сложно, поскольку это только первый шаг к такой большой цели. Здесь мы не строим амбиций, что после нас все изменится. Вовсе нет. Мы хотим быть неким примером, что такие проекты возможны.
- На сегодняшний день образ Уралмаша во многом сформирован из «лихих 90». Наверняка, весьма непросто бороться с таким устоявшимся штампом?
- Бороться откровенно сложно, потому что этот имидж формировался десятилетиями. Но у нас есть некая гипотеза, что криминальная среда, которая здесь возникла, - тоже в какой-то мере уралмашевский след. Этот образ вписывается в более широкий пласт. То есть отрицать это невозможно, но если попробовать посмотреть это в другом историческом масштабе, то и отношение к этому стереотипу поменяется.
- Каков итог вашего проекта?
- Формально – это готовность продукта проекта. Если содержательно – то это, прежде всего, понимание благодаря нашим социологическим замерам, что действительно поменялось в восприятии Уралмаша. Первый эффект – те, кто посетили эти мероприятия, изменение в их отношении к району. Второй – в идеале, то, что в районе без нашего участия после проекта что-то начнет происходить. Перезапуск нынешней жизни. Вообще, Уралмаш – место рождения сильных биографий и проектов! Мы исследуем и покажем это на примерах людей, живущих в районе среди нас.
В августе - сентябре мы организуем набор микро-выставок, скорее всего, на Бульваре культуры, которые помогут нам найти людей. В феврале планируем открыть выставку в Музее истории Екатеринбурга, и на этой же площадке ближе к весне показать документальный спектакль про Уралмаш и его людей. Первый этап – полевой, собирание разных историй, а второй этап – презентационный. То есть полгода на исследование, далее – на презентацию.
- Почему выбрали именно Уралмаш? Ведь и в других районах Екатеринбурга живет немало интересных людей.
- Уралмаш – это район, который обладает явно выраженной целостностью и исторической спецификой. Коренные уралмашевцы чувствуют коллективность. «Уралмашцентризм» - он существует. С точки зрения исторического наследия на Уралмаше достаточно все хорошо изучено. Есть библиотека им. Горького, которая больше 10 лет активно занимается краеведением, есть музей Уралмашзавода, где имеются богатые фонды и прекрасные знатоки материала. То есть это самый исследованный район города. Можно опереться на существующие наработки и как-то по-другому рассказать эту историю. Отработав модель на Уралмаше, можно ее проецировать и на другие районы города.
- Вопрос может показаться утопическим, но каким вы видите идеальное будущее Уралмаша?
- История для мира классическая, когда мощный индустриальный город, район, теряя свою изначальную составляющую в силу разных причин, обретал второй уровень развития на основе культурных проектов. Есть большое культурное историческое наследие, на это можно опираться. В Екатеринбургской академии современного искусства, которая с недавнего времени находится на Уралмаше, есть много студентов, которые готовы вкладывать свои силы и энергию в этот процесс. Параллельно развивается программа «Уральская инженерная школа», которая тоже может оказать поддержку этому процессу. То есть это возникновение новой фабрики – фабрики идей, проектов.
- По сути, идеальное время для района наступит тогда, когда многие архитектурные памятники обретут вторую жизнь?
- Да, тоже на основе производства, такого же знакового и уникального, но уже на базе культурных проектов. Как показывает мировая практика, это возможно. Конечно, требуется большое гос. влияние. Районы за счет внутренних инициатив обычно такой трансформации не совершали. В целом при наличии такой инициативы и поддержки «сверху», это сделать реально. Современные художники выступают как кураторы, а творческое население района участвует в мероприятиях. Нужно формировать среду, в которой могут проходить интересные культурные события, а также стремиться к тому, чтобы не мы ехали в центр, а центр города ехал на Уралмаш, чтобы любоваться достопримечательностями района.
- Сколько времени требуется, чтобы к этому придти?
- Это вопрос не 2-3 лет. Обычно такие процессы шли от пяти лет и больше. И это при наличии серьезных вложений и целостного подхода к проблеме. Если заниматься этим системно, то лет через 10 вполне реально.
- В заключении наш традиционный вопрос. Что бы вы пожелали журналу «Мой любимый Уралмаш» и нашим читателям?
- Старайтесь присматриваться к тому месту, где вы живете. Вокруг нас столько всего интересного! На Уралмаше есть множество уникальных историй, которые при желании не так трудно найти – многие из них есть в интернете, часть из них рассказывают на экскурсиях, которые проводит библиотека им. Горького. В этом плане ваш журнал – хороший ресурс, который освещает все интересное, что происходит на Уралмаше. И хотел бы, чтобы жители района следили за нашим проектом и включались в его работу.
Беседовал Александр Патрушев