Ежегодно 1 сентября в нашей стране отмечается государственный праздник — День знаний. Именно в этот день в России начинается новый учебный год во всех российских школах, а также в средних и высших учебных заведениях. В одной из школ Орджоникидзевского района - № 117 работает Вера Анатольевна Лахтина – педагог, который трудится на посту учителя физики уже без малого 30 лет. В преддверии дня знаний Вера Анатольевна рассказала нам, почему она решила посвятить себя именно преподаванию в школе. Также мы поинтересовались, насколько сложно сегодня удерживать внимание ребят на уроках.
- Вера Анатольевна, вы работаете в 117 школе с далекого 1985 года. Почему вы решили стать учителем?
- Признаться, я никогда не думала о том, что когда-то стану учителем. Я жила в Тавде, после школы приехали с подружками-одноклассницами в тогдашний Свердловск. Они решили поступать в педагогический институт, на математику, и я стала подавать документы туда же. В это время в приемной комиссии сидела девушка-физик, и говорит: «А почему вы к нам не хотите? У нас вокально-инструментальный ансамбль есть, и учиться интересно», и я, подумав, решила, а почему бы действительно не попробовать. Вот так и стала учиться на физика.
- Можно сказать, ваше решение учиться на физика в пед. институте было спонтанным?
- Да, так и есть. Когда я училась, говорила, что ни за что не пойду работать в школу. Но, несмотря на мое тогдашнее нежелание преподавать, идти работать учителем я все-таки должна была – раньше после окончания ВУЗа нужно было отработать три года в школе. Я пошла преподавать в деревенскую школу. Постепенно я стала понимать, что профессия учителя мне по душе, дети понравились. Мне 10 класс дали, дети были хорошие – деревенские, работящие. Я до сих пор с некоторыми из них дружу. Тогда мне был 21 год, первые ученики были меня младше всего на 7 лет.
- После трех лет работы в деревенской школе вы поняли, что быть учителем – это ваше призвание?
- Просто поработав в школе, я уже и не думала куда-то идти. Многие мои одногруппницы уходили из школ. А мне сразу понравилась эта профессия, – особенно после того, как стала видеть, что детям это нравится, в том числе и во время проведения различных опытов.
- Какие качества у детей цените прежде всего?
- Человеческие – доброта, порядочность, ответственность. А для физики – это интерес и любознательность к предмету.
- Физика – крайне непростая наука. Насколько сложно прививать любовь у детей к этому предмету?
- Действительно сложно. Но могу сказать так: когда дети учат, и применяют свои знания при решении задач, на опытах, тогда они достигают успеха, и от этого им самим начинает нравиться то, чем они занимаются. Порой, у меня бывают такие ученики, которые даже на переменах пытаются решить какую-нибудь задачку по физике, то есть настолько заинтересованы в предмете, что даже свободное время ему уделяют. Есть те, кто пытается спорить в рамках предмета. Я очень дорожу такими детьми. Одним словом, интерес у ребенка возникает после того, как он начинает «погружаться» в предмет.
- Физика – наука, которая никогда не стоит на месте, особенно с появлением нанотехнологий, и рядом других новшеств. Изучаете ли вы на уроках новые темы, которых еще наверняка нет в учебниках?
- Одна из задач учителя – научить детей искать новую информацию. Я даю им задание – презентацию приготовить, по тем же нанотехнологиям, например. Это может выражаться и в видеопрезентациях. Причем со своей стороны тоже готовлю такие материалы. У меня в коллекции есть фильм по теории относительности, когда я показываю его детям, они смотрят с большим интересом.
- Не могу не затронуть животрепещущую тему - ЕГЭ как форму сдачи экзамена. Дискуссий много по этому поводу. Как лично вы относитесь к единому государственному экзамену?
- Лично мне ЕГЭ нравится. Дети не два экзамена сдают – в школе, потом в институте. Решив тест единожды, они с этим результатом могут поступать сразу в несколько ВУЗов. На мой взгляд, это очень удобно. Кстати стала замечать тенденцию, что физику дети стали сдавать чаще. В прошлом году 6 человек писало из класса, в этом уже 10. То есть предмет вызывает интерес у детей, что не может не радовать.
- Насколько сложно в целом удерживать внимание ребят на уроке?
- Непросто. Главное, чтобы детям было интересно. Чтобы занятия не были слишком монотонными, стараемся делать уроки как можно более разнообразными. Так же уделяем внимание и внеклассным мероприятиям. Так, наша школа является организатором проведения конкурса «МИФ» (математика, информатика, физика). На этом конкурсе показывают выдержку из какого-то фильма или мультфильма, и дети должны обнаружить ляп. При этом ребятам нужно не только найти его, но и доказать нестыковку с точки зрения физики, математики или информатики.
- А можете привести какой-нибудь пример из физики в рамках этого конкурса?
- Например, мультик «Снегурочка». Там есть эпизод, когда она перепрыгивает и испаряется. И дети за счет законов физики просчитывают, может ли она за время прыжка испариться или нет.
- Что на ваш взгляд не хватает современным детям?
- Очень часто отвлекаются на уроках из-за телефонов. То есть не хватает сконцентрированности на учебе. Даже когда их мобильные устройства выключены, все равно, обращают на них слишком много внимания.
- В заключении наш традиционный вопрос. Что бы вы пожелали нашим читателям, и школьникам - в новом учебном году?
- Хочу пожелать, чтобы каждый ответственно относился к своему будущему, а также независимо от возраста уделял учебе серьезное внимание. А непосредственно школьникам хочу пожелать новых открытий и активного участия в учебном процессе, особенно во всевозможных олимпиадах!
Беседовал Александр Патрушев