Светлана Викторовна Дубовик - основатель и бессменный
руководитель фольклорного коллектива «Воробейка» в "Гимназии
"Арт-Этюд" на Уралмаше уже более 30 лет. По итогам Общероссийского
конкурса Министерства культуры Российской Федерации Светлана получила
заслуженное звание "Лучший преподаватель детской школы искусств -
2015". В ходе эксклюзивного интервью для
- Светлана Викторовна, в этом году вы стали лучшим педагогом ДШИ 2015. Какова была ваша первая реакция, когда вы узнали об этой новости?
- Я не поверила. Даже не рассчитывала, потому что представляла, что у нас есть много педагогов, которые достойны этого звания. Я узнала об этой новости от родителей моих воспитанников. У меня были слезы. Честно, не ожидала. Награждение будет проходить в октябре, в большом театре. Ирония в том, что я училась в Москве, но никогда в нем не была…
- На мой же взгляд, все было ожидаемо, особенно учитывая то, сколько времени и сил вы вложили и продолжаете вкладывать в коллектив. Вы - первая в нашем городе, кто открыл фольклорное отделение школы искусств. Расскажите когда, и что именно подтолкнуло вас к созданию этого направления?
- Я приехала в Екатеринбург после окончания института им. Гнесиных. Случайно зашла в эту школу (тогда она называлась детская школа искусств №1). Здесь уже было открыто отделение, но оно просуществовало всего год. Все развалилось, дети ушли. Мне сказали, что им нужен преподаватель. Согласившись работать, я набрала около 20 человек, и начала с ними заниматься. Это был 1984 год – расцвет коллективов народного хора: при заводах, при домах культуры. Все коллективы были исключительно взрослые, о детских никто даже не говорил. Я не знаю, как это объяснить, но мне всегда очень хотелось работать с детьми, наверное, поэтому я выбрала именно школу, а не, например, ДК. Начала создавать учебный план. Изначально мне дали только хор. Я целенаправленно добивалась того, чтобы дети познавали сольфеджио, музыкальные инструменты, которых тогда еще практически не было.
- Не страшно ли было быть первооткрывателем в создании детского фольклорного отделения?
- Нет, наоборот, было очень интересно. Даже маленькая зарплата в 60 рублей (переводя на наши деньги - около 8 тыс. рублей, - прим. авт.) меня не испугала. Работа с детьми для меня была и остается важнее, чем финансовая составляющая. В самые кризисные времена у меня были мысли уходить, но я несмотря ни на что продолжала заниматься с детьми.
- Коллектив носит название «Воробейка». Скажите, как и почему возникла идея назвать его именно так?
- Очень долгое время я не знала, как назвать своих детей. У всех детских коллективов были уже свои названия, а мы назывались просто: «хор фольклорного отделения». Мне ничего не приходило в голову. Однажды с коллективом мы как-то спели композицию, которая называлась «Воробейка», и дети, которые у меня были в ансамбле, как раз принимали участие в исполнении этой песни. Я приняла этих детей как воробейки. Может быть, название покажется необычным, но, по крайней мере, его нигде нет. Со временем приняла решение назвать так весь коллектив.
- Вы сказали, что дети принимали участие в исполнении композиции «Воробейка». Интересно узнать, как вы подбираете материалы для выступлений коллектива?
- Все сценарии я придумываю сама. Мой коллектив отличается от других тем, что мы делаем особые сценические постановки. Их готовят крайне редко. Для меня важно, чтобы ребята не только исполняли песню, но и набирались и сценического опыта. Когда действие происходит на сцене, дети становятся активными, они раскрываются. Это как театр, который раскрывает все способности: и творческие, и эмоциональные. Потом на основе своих композиций, я пишу свои книги, издаю сборники, их вышло уже четыре.
- В прошлом году коллектив получил Гран-при на Международном фестивале искусств России и Кавказа во Франции в г. Кон-сюр-Луар. Как встречали ваш коллектив в стране романтиков?
- Прекрасно. Во Франции на выступлении был полный зал, нам аплодировали стоя. Для нас это была очень интересная и познавательная поездка. Все коллективы дружно обнимались и прощались со слезами, поскольку очень привыкли друг к другу за время конкурса.
- Скажите, а оплачивает ли кто-нибудь поездки на конкурсы? Ведь некоторые из них проходят далеко заграницей, например, та же поездка во Францию.
- Родители всех своих детей отправили на собственные деньги. Нам же, педагогам, администрация оплатила только дорогу. К сожалению, из-за финансовых проблем, мы еще ни разу не ездили большим коллективом, хотя этого, конечно, очень хочется. Сейчас кризис, даже не знаю, сможем ли мы позволить себе отправиться за рубеж в ближайшее время.
- С 1984 года вы выпустили огромное количество ребят. Наверняка, жалко расставаться со своими воспитанниками?
- Конечно, жалко! Каждый выпуск – это слезы. Но это слезы благодарности. Я очень люблю всех своих детей. Ребята уходят из школы, но мы со всеми видимся, встречаемся. Выпускники даже домой приходят. Я рада им всегда.
- Почему, на ваш взгляд, важно заниматься фольклором в наше время?
- Для меня фольклор – это искусство. Основная задача, которую я перед собой ставлю – это познакомить детей с народным творчеством. Я занимаюсь с ребятами фольклором не для того, чтобы это все вернуть, а с целью познакомить. Это две большие разницы. Я знаю, что это никогда не вернется. Жизнь поменялась, это вернуть невозможно. Но мы должны держать это в памяти. В любом случае мы должны знать свою культуру, свои песни.
- В заключении наш традиционный вопрос. Что бы вы пожелали журналу «Мой любимый Уралмаш», и нашим читателям?
- Всем, кто узнает о нашем коллективе из вашего журнала, хочу сказать: приводите своих ребятишек к нам в школу. Я буду рада абсолютно всем! Цените нашу культуру, у нас много народных песен, танцев, на которые нужно обращать особое внимание, ведь нам это очень близко.
Беседовал Александр Патрушев
Фото: личный архив Светланы Дубовик