В середине ноября в ЦК Орджоникидзевский открылась интерактивная семейная выставка «Театр - личное дело». На Уралмаше все желающие могут узнать о тонкостях постановочного процесса, а также прикоснуться к некоторым элементам актёрского тренинга. Центральной линией выставки является творческий путь Генриха Львовича Риасса – выдающегося режиссёра, педагога и организатора, создавшего идею документальной драмы за 20 лет до модного московского Театра.doc. Наряду с этим в ЦК «Орджоникидзевский» в сентябре этого года был создан любительский драматический театр. О его особенностях, а также о том, что интересного можно увидеть на выставке рассказал порталу уралмаш-эльмаш.рф ее куратор и режиссер Артем Санин.
- Артем, прежде всего, расскажите, как появилась идея сделать такую выставку?
- Когда я пришел работать в гимназию, перевозя реквизит, случайно нашел коробку с архивом, в котором были тексты Генриха Львовича Риасса. Несмотря на то, что они были написаны много лет назад, рукописи поражают актуальностью, что является признаком его гениальности. Некоторые экспонаты (например, бас-гитара) лежали у меня дома. Однажды у меня все сложилось в один пазл, и я подумал, что должен сделать выставку. Ведь для чего нужен архив? Чтобы однажды достать и вспомнить, а также узнать что-то новое. А основная задумка в том, чтобы познакомить людей с театром и заинтересовать их этим видом искусства.
- Можно ли говорить о том, что выставка полностью посвящена Риассу? Или творчество этого человека является частью общего проекта?
- Все, что мы делаем – делаем через человека, это наш принцип. Выставка на самом деле имеет три плоскости: первая - это личная история, вторая - история о том, что такое театр, и, наконец, третья – интерактивная, которая дает возможность «ощутить» на себе какие-то вещи. Название выставки «Театр – личное дело» говорит само за себя: это личное дело и Генриха Львовича Риасса, и личное дело тех, кто занимается театром.
- Почему была выбрана именно личность Риасса?
- Во-первых, потому что отчасти именно благодаря нему я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Во-вторых, Риасс – это знаковая личность для Уралмаша. Труппа его театра в среднем составляла 90 человек, люди работали на энтузиазме. Генрих Львович был человеком с необычайно сильным характером, к нему многие притягивались. И театр был тоже сильный.
- Вы сказали о том, что одна из плоскостей, из которых состоит выставка – это интерактивность. Действительно, на ней представлено немало любопытных идей, где посетители могут и мячик с плохими мыслями выбросить в ведро, и с эмоциями поиграть, и многое другое. А как придумывали такие интересные вещи?
- Мы шли от целой концепции театра. В репетиционной актерской зоне есть серия тренингов на внимание, видеть и чувствовать партнера, и так далее. Мы воплотили это для людей, объяснив на понятном языке некоторые элементы театрального тренинга. То есть даем посетителям возможность «опробовать» психотехнику на практике.
- Скажите, а почему выставку решили провести в ЦК «Орджоникидзевский»?
- Прежде всего, потому, что почти вся представленная экспозиция когда-то была в этих стенах. Практически все экспонаты взяты из архива Драматического театра ДК УЗТМ, который когда-то здесь работал. Можно сказать, что спустя 30 лет они вернулись в родные стены.
- Сколько времени будет работать выставка, и на кого в первую очередь она рассчитана?
- Создавая выставку, мы рассчитывали на широкую аудиторию. Вопрос в том, как я буду вести экскурсию. Театр – это настолько объемная штука, что можно его разворачивать в любом ракурсе. Я могу два часа играть в игры с детьми вокруг колонн. Поскольку помещение не только наше, но и академии современного искусства, посещение будет только группами. Сама выставка проработает до 14 февраля. Все желающие сходить на экскурсию могут это сделать, предварительно записавшись по телефону 338-76-76.
- Выставка – это лишь часть вашей деятельности. Известно, что с сентября в ЦК «Орджоникидзевский» вы организовали театр. А что подвигло вас к его созданию? В чем его особенности?
- Как-то Сергей Каменский, директор ЦК, вышел сначала на гимназию «Театр», а затем на меня и сестер Масюковых (Машу и Дашу), и мы вместе с ними решили организовать свой театр. Особенность в том, что мы принимаем всех желающих, без всякого кастинга. «Не наши» сами отсеиваются со временем. Когда я разместил пост в социальной сети «Вконтакте», многие стали интересоваться. Я общался с каждым из тех, кто изъявил желание играть в театре. И многие из них с удовольствием продолжают заниматься по два-три раза в неделю. У нас царит приятная, дружественная атмосфера, без этого в любительском театре – никуда. Занятия абсолютно бесплатные, это один из моих принципов. На данный момент в театр набралось 28 человек, среди них люди от 18 до 40 лет. Мы воспитываем непрофессиональных актеров. Наш театр – это средство творческого развития, где можно научиться чему-то интересному.
- А что движет теми людьми, которые приходят заниматься в ваш театр? Личные амбиции, самореализация, или что-то еще?
- У нас было упражнение, которое называется «Интервью», в котором каждый о себе рассказывал по кругу. Мы выяснили, что у многих по 10 смененных мест работы, в детстве все кружки перепробованы. Это люди, которые находятся в поиске.
- Сколько времени нужно человеку для того, чтобы освоить азы актерского мастерства, если он приходит заниматься с нуля?
- Это сложный вопрос. На самом деле, я сейчас пытаюсь найти способы, как это сделать быстрее. Есть у меня внутри амбициозные планы, я считаю, что некоторые вещи можно оптимизировать. Я выяснил, что некоторые зарубежные книги по теории актерского искусства и режиссуры вообще не переведены на русский язык. Меня это удивило, и я понял, что значит еще далеко не все исследовано господином Станиславским (смеется, - прим. ред.). Мне интересно заниматься театром со всех сторон!
Беседовал Александр Патрушев
Фото Марины Макаровой