Мало кто знает, но Екатерина Павлова, - известная солистка и основательница музыкальной группы «Обе две» - родом с Уралмаша. Более того, девушка очень гордится этим, и любит делиться интересным мыслями и рассуждениями, связанными с родным районом. О Белой башне, уралмашевском "внутряке", любительском театре и фонтане заводской элиты читайте в авторском материале Екатерины Павловой.
Уралмаш (окраинный район Екатеринбурга) – маленький город с населением 300 тысяч человек. Его строили вокруг Уралмашзавода, запущенного в 1933 году, и изначально все жители района трудились на этом заводе. У меня там работали бабушка и дедушка по маминой линии. В 90-е годы, когда завод начал разваливаться и большая часть заводчан потеряла работу, Уралмаш криминализировался и стал опасным наркоманским местом. Нас с сестрой не пускали гулять во двор и до пятого класса водили в школу за руку. Сейчас, конечно, стало гораздо лучше, но все равно гулять по Уралмашу лучше с кем-то, кто этот район любит и чувствует. Это наше екатеринбургское гетто. И я горжусь, что я оттуда.
Покрашенная известью водонапорная башня, которую в народе называют Белой, давно стала символом не только Уралмаша, но и всего Екатеринбурга. Это один из памятников конструктивизма — их в городе вообще много. Башню строили параллельно с заводом, ввели в эксплуатацию в 1931 году, а в 60-х перестали использовать по назначению и забросили. Мы туда с ребятами ходили смотреть салют. Ты поднимаешься высоко-высоко по лестнице и попадаешь на крышу. Внутри башня до сих пор не приведена в порядок, но несколько лет назад молодые архитекторы Екатеринбурга из «Группы архитектурных инициатив, событий и коммуникаций» решили ее спасать. Однако даже на консервацию нужна огромная сумма.
Комплекс домов, построенный для заводской элиты. Свое название получил в народе. Главный дом стоит на перекрестке площади 1-й Пятилетки и проспекта Орджоникидзе. Мы с детства зовем его «зеленый дом», он самый красивый. По словам очевидцев, там в некоторых квартирах есть маленькие комнаты для прислуги, что меня потрясает до сих пор. В доме жила интеллигенция, потом там стали давать квартиры учителям, естественно, заслуженным. И двор очень приятный — с сиренью и яблонями. А в центре там стоит бывший фонтан. На моем веку он уже не действовал, а служил клумбой. Или урной — как повезет.
Его тоже построили вместе с заводом, потому что в советские времена была очень развита самодеятельность. Моя баба Валя, работавшая на заводе экономистом, рассказывала, что все ребята, которые стояли у станка, вечером играли в оркестре, а она солировала — пела. Когда устраивались концерты, на заводе расклеивались афиши. И все заводчане шли слушать музыку и не отпускали оркестр, пока он сто раз не сыграет на бис. Такой «внутряк» уралмашевский, но, наверное, это было в каждом городе, где работали крупные предприятия. Сейчас здание в плачевном состоянии, но кому-то наверняка покажется красивым. Я люблю все старое и заброшенное. Конечно, сердце щемит от того, что оно разваливается, но, с другой стороны, эстетически это намного приятнее, чем если бы там сделали евроремонт. Какая-то жизнь в ДК есть по-прежнему, но печальная: сдаются помещения под офисы, проходят скудные занятия по хореографии с детьми. ДК стоит на бульваре Культуры, начинающемся от одной из проходных завода. На аллее расставлены тумбы с фамилиями героев войны, которые до войны работали на заводе. И нынешние молодые заводчане там собираются по пятницам все вместе и пьют пиво.
Это лесопарковая зона. Недавно парк почистили, и туда можно ходить гулять. В 90-е представить это было невозможно. Разве что лыжная база работала и лыжники там гоняли. Но пойти погулять в парк желания ни у кого не возникало. Когда я переехала в Москву, у меня случился культурный шок именно от красивых парков и чистых улиц, а не из-за суеты и постоянного движения — Екатеринбург тоже город очень динамичный. И вот наш Парк Победы привели в порядок, почистили пруд и оборудовали места для шашлыков. На данный момент это плюс, я считаю. Пока так. Пока не до самокатов, на самокатах там негде кататься. И купаться негде. Но уже можно гулять, дышать, организованно выгуливать собак и ничего не бояться.
Мы с сестрой учились в старейшей школе Уралмаша — 22-й. Она огромная, на 2000 учеников. И при школе в 1952 году был организован театр «Игра», которым сейчас руководит моя сестра Таня. У него два филиала — в школе и в ДК «Эльмаш». Это такой классический ДК — тоже сталинская постройка с колоннами, фасадом и памятниками. Недавно был отреставрирован. И Таньке там выдали бюджет неплохой. Она говорит: «Катя, у меня свет! Катя, у меня кулисы!» Еще у нее два зала, и можно себе позволить ставить большие спектакли. В труппе около двухсот человек — не только дети, но и взрослые. Знаете, когда у людей случается первый развод в определенном возрасте, некоторые думают: выучу испанский, займусь бальными танцами. А некоторые идут играть в театр. Например, к Тане в «Игру». Пусть это непрофессиональный театр, зато для всех желающих и бесплатно. Спектакли хорошего уровня, смело могу рекомендовать. А в школьном театре каждый раз устраивается программа ко Дню Победы. Школьники ищут ветеранов, оставшихся в живых, приглашают их лично, приводят в театр и поют военные песни под аккомпанемент фортепиано. Ветераны рыдают, дети рыдают, потом вторые дарят первым гвоздики и конфеты. Мне кажется, в моральном смысле это самая тяжелая из всех театральных традиций. Но зато благое дело, потому что они очень заброшенные, эти бедные старики.
Автор: Екатерина Павлова
Источник: mir.afisha.ru