Как российские банки будут узнавать клиентов по внешности и голосу
К концу года в некоторых банках России начнут по-новому «узнавать» клиентов. Подтвердить свою личность можно будет не только паспортом, но и с помощью селфи и по голосу. Такие способы биометрической аутентификации клиентов планируют запустить, в частности, ВТБ и Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР). Банкиры говорят, что ошибки при таком распознавании практически исключены, даже если внешность клиента немного изменится, — например, он поправится или отрастит бороду. Для чего нужны новшества и что придется делать клиентам, чтобы банковская система их запомнила, — читайте в материале.
Российские банки начинают на практике применять технологии распознавания клиентов по биометрическим параметрам. Это нужно для того, чтобы в будущем получать как можно больше услуг дистанционно, не приходя в офис. На государственном уровне при участии Центрального банка было решено, что банки должны научиться подтверждать личность посетителей по лицу и голосу. Полноценное внедрение биометрии будет возможно только после появления законодательной базы, которая будет утверждена во втором полугодии 2018 года. Но первые шаги кредитные структуры начинают делать уже сейчас.
Аутентификация по голосу
Так, УБРиР уже завершил технический пилот по внедрению биометрии. Как рассказал руководитель дирекции стратегического развития IТ банка Анатолий Бляхман, в техническом пилоте добровольно участвовало около 20 клиентов банка, эксперимент прошел успешно. Банки могут выбирать способ идентификации — по лицу или голосу. В УБРиР решили, что голосовая биометрия наиболее оптимальна как с точки зрения затрат и подготовки инфраструктуры, так и с точки зрения процесса сбора материала, и решили остановиться на ней.
Чтобы получить образец голоса, клиенту не обязательно идти в банк, достаточно позвонить по нужному номеру с любого устройства. Оператор предложит клиенту произнести определенный набор слов и цифр несколько раз, запись продолжится около 30 секунд.
В результате сформируется голосовой слепок, который будет храниться в базе данных банка, привязанный к конкретному клиенту банка, в том числе потенциальному.
Как показали исследования УБРиР, при последующих обращениях клиента на основании слепка банк верифицирует клиента с точностью до 99,5%. Несмотря на то, что есть люди, хорошо умеющие подражать чужим голосам, вероятность обмана не более 0,5%, считают в банке. «В системе существует порог положительного решения, то есть точности идентификации, и он по умолчанию весьма высокий. Таким образом, сомнительные случаи либо сразу отсекаются, либо клиенту предлагают пройти верификацию повторно, либо прийти в точку продаж», — говорит Анатолий Бляхман.
В банке отметили, что обязать клиента оставлять свои биометрические параметры нельзя, поскольку это нарушит закон о персональных данных, который регламентирует необходимость получать согласие гражданина на их сбор и обработку. Но большинство людей, которым предлагалось участие в эксперименте, согласились.
УБРиР планирует запустить новый способ идентификации в несколько этапов: до конца года появится возможность получать таким образом нефинансовые услуги по телефону, а ко второму кварталу 2018 года — финансовые. При этом часть услуг будет предоставляться без участия оператора, с использованием «роботов» — автоматических речевых сервисов.
Аутентификация по внешности
В группе ВТБ решили, что необходимо ввести аутентификацию по внешности. В этом случае нужно будет обязательно сделать свое фото на планшет в офисе банка. В дальнейшем такое опознание пригодится также только при посещении офиса.
Проверка на совпадение биометрических данных клиента с эталонным снимком будет вестись через банковский планшет. Как уточняют в банке, в рамках пилотного проекта аутентификация показала высокий процент точности распознавания. При этом система успешно проводит распознавание, даже если внешность посетителя меняется, например, появляется борода, меняется прическа или вес.
ВТБ внедрит новую технологию распознавания клиентов в 20 офисах в Москве и области, Санкт-Петербурге, Волгограде, Екатеринбурге и Владивостоке в декабре этого года. Тиражирование на всю розничную сеть запланировано в 2018 году. Как рассказали Znak.com в пресс-службе ВТБ, в Екатеринбурге технология до конца года будет реализована в одном офисе ВТБ24 на углу Ленина, 101/ Гагарина, 16.
К сожалению, этот способ идентификации, несмотря на его точность, не произведет революции в уже существующих принципах обслуживания клиентов. К примеру, при совершении операций нельзя будет обойтись без паспорта, который по законодательству является основным документом, удостоверяющим личность человека. Также не предусмотрено дистанционное подписание кредитных договоров. Однако новый способ распознавания клиентов позволит сократить время обслуживания в офисах, уточняют в ВТБ.